Банковское дело

  1. «О внесении изменений в Положение о Комитете банковского надзора Банка России» (утв.решением Совета директоров ЦБ РФ от 14.06.2005, протокол № 10).
    Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования в «Вестнике Банка России».
    Дополнен перечень полномочий Комитета банковского надзора Банка России.
    В компетенцию Комитета включено осуществление анализа деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы России, в том числе по материалам структурных подразделений Банка России, его территориальных учреждений, членов Комитета.
    В случае возникновения указанных ситуаций Комитет принимает меры, предусмотренные ст.74 Федерального закона от 10.07.2002 ? 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также ходатайствует перед Советом директоров Банка России об осуществлении мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций.
  2. Постановление Правительства РФ от 14.10.2004 №548 «Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти в области страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»
    Установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, представляющим в делах о банкротстве банков права требования к банку, перешедшие к государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в результате выплаты указанной корпорацией возмещения по вкладам, является Федеральная налоговая служба. Министерство финансов Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, устанавливающим по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой по финансовым рынкам критерии для ценных бумаг, в которые могут быть размещены и/или инвестированы временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов. К указанным ценным бумагам отнесены государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации; облигации российских эмитентов, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации и государственных ценных бумаг субъектов Российской федерации; акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ; ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах.
  3. Письмо ЦБ РФ от 26.11.2004 № 137-Т "Об учете средств жилищной субсидии, предоставленной гражданам в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
    Учет средств жилищных субсидий, предоставленных гражданам из федерального бюджета в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, осуществляется кредитными организациями, участвующими в реализации указанной подпрограммы, на лицевом счете, открываемом каждому владельцу государственного жилищного сертификата на балансовом счете № 40817 "Физические лица". Принятые от владельцев государственные жилищные сертификаты учитываются на внебалансовом счете № 91202 "Разные ценности и документы".
  4. Определение Конституционного суда РФ от 18.11.2004 № 371-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Первушина Виктора Павловича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 837 Гражданского кодекса Российской Федерации".
    Конституционный суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы об оспаривании конституционности положения п. 4 ст. 837 ГК РФ, поскольку жалоба не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном суде Российской Федерации", в соответствии с которым жалоба признается допустимой.
    Согласно указанной норме ГК РФ в случаях, когда вкладчик не требует возврата суммы срочного вклада по истечении срока либо суммы вклада, внесенного на иных условиях возврата, по наступлении предусмотренных договором обстоятельств, договор считается продленным на условиях вклада до востребования, если иное не предусмотрено договором. Конституционный суд определил, что вкладчик, подписывая с банком договор срочного банковского вклада на условиях, предусмотренных п. 4 ст. 837 ГК Российской Федерации, тем самым соглашается с правом банка на последующее изменение процентных ставок по указанному виду вклада по окончании срока договора и его пролонгации.
  5. Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ "О кредитных историях".
    Вступает в силу с 01.06.2005, за исключением части 3 ст. 5, вступающей в силу с 01.09.2005.
    Закон определяет понятие и состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и использования кредитных историй. Закон регулирует также вопросы создания, ликвидации, реорганизации бюро кредитных историй и порядок их деятельности.
    Субъектами правоотношений, регулируемых данным Законом, являются заемщики, организации, заключающие с физическими лицами, в том числе с индивидуальными предпринимателями и (или) юридическими лицами договоры займа (кредита), Центральный каталог кредитных историй, бюро кредитных историй, пользователи кредитных историй.
    Кредитная история состоит из титульной, основной и дополнительной (закрытой) частей и формируется на основании информации, предоставляемой источником ее формирования. В бюро кредитных историй информация предоставляется только при наличии на это письменного или иным способом документально зафиксированного согласия заемщика. Кредитная история предоставляется на основании договора об оказании информационных услуг. Допускается заключение указанного договора с несколькими бюро кредитных историй. Определены права и обязанности бюро кредитных историй. На бюро кредитных историй возлагается обязанность по защите полученной информации.
  6. "Положение об аккредитации арбитражных управляющих при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций" (утв. ЦБ РФ 14.12.2004 № 265-П).
    Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2005 № 6280.
    Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования в "Вестнике Банка России".
    Положением определен порядок аккредитации арбитражных управляющих при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций. Порядок включает процедуру рассмотрения заявлений арбитражных управляющих, являющихся членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих, подавших заявление об аккредитации при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, а также заявлений арбитражных управляющих, аккредитованных при Банке России, по результатам рассмотрения которых принимается определенное решение (решение об аккредитации, продлении срока действия, аннулировании аккредитации, переоформлении, выдаче дубликата свидетельства об аккредитации).
    Прием и рассмотрение заявлений кандидатов, аккредитованных лиц, ходатайств саморегулируемых организаций об аккредитации, продлении срока действия, аннулировании аккредитации, переоформлении, выдаче дубликатов свидетельств осуществляются Банком России на безвозмездной основе. Срок действия аккредитации составляет один год.
    На каждого кандидата оформляется аккредитационное дело. Определены условия аккредитации кандидатов, которым они должны соответствовать.
    Приведены образцы форм заявления об аккредитации, анкеты кандидата, Свидетельства об аккредитации.
    Со дня вступления данного Положения в силу Положение Банка России от 07.08.2001 № 146-П "О порядке аттестации Банком России арбитражных управляющих (ликвидаторов) кредитных организаций" применяется в отношении конкурсных управляющих кредитных организаций, производство дел о банкротстве которых возбуждено до вступления в силу Федерального закона от 20.08.2004 № 121-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", в случаях продления срока действия, переоформления (выдачи дубликата), аннулирования аттестата Банка России.
    До прекращения полномочий конкурсных управляющих кредитных организаций, дела по банкротству (ликвидации) которых возбуждены арбитражными судами до вступления в силу Федерального закона от 20.08.2004 № 121-ФЗ, функции Временной аттестационной комиссии Банка России, предусмотренные Положением Банка России от 07.08.2001 № 146-П, осуществляет Комиссия по аккредитации при Банке России арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций.
  7. Указание ЦБ РФ от 29.12.2004 № 1540-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 29 июня 2004 года № 1465-У "Об установлении требований о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банковские счета и при списании денежных средств со специальных банковских счетов".
    Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2005 № 6294.
    Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования в "Вестнике Банка России".
    Изменены требования о размерах резервирования при осуществлении операций по специальным банковским счетам.
    В частности, при зачислении денежных средств на специальные банковские счета нерезидента в валюте Российской Федерации "В2", "О" с банковского счета нерезидента в уполномоченном банке, не являющегося специальным банковским счетом, требование о резервировании 3% суммы зачисляемых денежных средств на срок 365 календарных дней изменено на 2% указанной суммы.
    При зачислении денежных средств на специальный банковский счет нерезидента в валюте Российской Федерации "С" с банковского счета нерезидента в уполномоченном банке, не являющегося специальным банковским счетом, требование о резервировании 20% от суммы зачисляемых денежных средств на срок 365 календарных дней изменено на 15% указанной суммы.
  8. Определение Верховного суда РФ от 20.10.2005 № КАС05-471 "О признании частично недействующим и не подлежащим применению положения, утвержденного ЦБ РФ 26.03.2003 № 221-П.
    Кассационная коллегия Верховного суда РФ определила частично отменить Решение Верховного суда РФ от 05.09.2005, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим Положения Банка России от 26.03.2003 № 221-П "О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями - физическими лицами".
    Данное Положение ЦБ РФ признано недействующим и не подлежащим применению в части, устанавливающей обязанность взыскателей - физических лиц выдавать поручение, в котором предоставлять банку право составления от их имени инкассового поручения, указывать номера счетов должника, лично представлять документы в банк, подписывать заявление в присутствии работника банка, а также предписывающей банку проверять соответствие данных, указанных взыскателем (доверенным лицом) в заявлении, данным документа, удостоверяющего личность взыскателя (доверенного лица).
    В частности, суд указал, что из содержания ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 119 ФЗ "Об исполнительном производстве" не вытекает обязанность личной явки взыскателя в банк для подписания заявления и подачи документов, как и право банка в обязательном порядке проверять соответствие данных, указанных взыскателем в заявлении о передаче исполнительного листа для исполнения, данным, удостоверяющим личность взыскателя (доверенного лица).
  9. Определение Верховного суда РФ от 16.12.2005 № ГКПИ2005-1572 "Об отказе в принятии заявления об оспаривании постановления Правительства РФ от 27.04.2005 № 258".
    Предметом рассмотрения Верховного суда являлось заявление о признании противоречащим Федеральному закону от 10.05.1995 № 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации" и отмене постановления Правительства РФ от 27.04.2005 № 258 "О выплате в 2005 г. отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации" в части установления размера компенсации по вкладам в виде остатка вклада, полученного из суммы вклада в 1991 г. Верховный суд отказал в принятии искового заявления в части требований об оспаривании указанного постановления, так как заявленные требования не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. Исковое заявление в части требований о взыскании долга, недоплаченной предварительной компенсации, материального ущерба, невыполненной работы, расходов и морального вреда возвращено в связи с неподсудностью этих требований Верховному суду.
  10. Постановление Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 "Об утверждении правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации".
    Правила определяют порядок представления резидентами (за исключением физических лиц - резидентов) налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.
    Установлено, что утвержденные Правила не применяются в отношении уполномоченных банков и валютных бирж, которые открывают счета (вклады) в банках за пределами территории России, проводят по ним валютные операции и представляют отчеты в порядке, установленном ЦБ РФ.
    В приложении к Правилам приведена форма отчета о движении средств резидента.