ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ" И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ БАНКА РОССИИ
Вопрос 1. Вправе ли резиденты выплачивать нерезидентам дивиденды в иностранной валюте по акциям российских эмитентов, являющихся внутренними ценными бумагами?
Ответ. Статья 8 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) определяет порядок регулирования Центральным банком Российской Федерации валютных операций движения капитала. В соответствии с абзацем 1 части 8 ст. 8 Закона денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте Российской Федерации, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации в целом или применительно к отдельным видам внутренних ценных бумаг.
Выплата нерезидентам дивидендов по акциям, выпущенным юридическими лицами - резидентами (эмитентами), не относится к валютным операциям движения капитала. Указанная выплата дивидендов также не относится к расчетам по операциям с внутренними ценными бумагами, указанным в абзаце 1 части 8 ст. 8 Закона, поскольку является выплатой распределенной прибыли акционерного общества по выпущенным акциям (внутренним ценным бумагам).
В связи с этим выплата нерезидентам дивидендов в иностранной валюте по акциям российских эмитентов, являющихся внутренними ценными бумагами, осуществляется резидентами без ограничений со своих текущих валютных счетов, открытых в уполномоченных банках.
Вопрос 2. Являются ли американские депозитарные расписки внешними ценными бумагами в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"? Распространяются ли требования Инструкции Банка России от 07.06.2004 № 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов" на валютные операции с американскими депозитарными расписками (далее -АДР)?
Ответ. В соответствии с п. 4 части 1 ст. 1 Закона внешними ценными бумагами являются ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с указанным Федеральным законом к внутренним ценным бумагам.
На основании части 2 ст. 1 Закона используемые в нем институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства, других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они использу- ются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 ст. 142 Гражданского кодекса Российской Федерации ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Необходимым условием для квалификации документа в качестве ценной бумаги в соответствии со ст. 144 Гражданского кодекса Российской Федерации является определение в законе или в установленном им порядке реквизитов ценной бумаги и требований к ее форме, несоблюдение которых влечет ее ничтожность.
Вместе с тем в соответствии со ст. 1186 Гражданского кодекса Российской Федерации право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, других законов и обычаев, признаваемых в Российской Федерации. В том случае, когда невозможно определить право, подлежащее применению, применяется право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано.
На основании изложенного считаем возможным отнести АДР к ценным бумагам в соответствии с правом страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано, если оно рассматривает данный финансовый инструмент в качестве ценной бумаги.
При проведении валютных операций с АДР резидентам необходимо руководствоваться требованиями Закона, Инструкции Банка России от 07.06.2004 № 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов" (с последующими изменениями и дополнениями), а также Указания Банка России от 29.06.2004 № 1465-У "Об установлении требований о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банковские счета и при списании денежных средств со специальных банковских счетов" (с последующими изменениями и дополнениями).
Вопрос 3. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" действуют ли ограничения на взимание уполномоченными банками платы за выполнение ими функций агентов валютного контроля?
Ответ. В соответствии с частью 1 ст. 4 Закона валютное законодательство Российской Федерации состоит из Закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
Статьей 5 Закона установлено, что органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, которые для реализации функций, предусмотренных Законом, издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Банк России, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации (часть 2 ст. 22 Закона).
В соответствии с частью 5 ст. 4 Закона органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.
Таким образом, указы Президента Российской Федерации не отнесены Законом ни к актам органов валютного регулирования, ни к актам органов валютного контроля.
В соответствии со ст. 90 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам. При этом в Конституции отсутствует перечень вопросов, подлежащих регулированию исключительно законом. Такие указы не должны противоречить Конституции и другим федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов.
Указы Президента Российской Федерации, касающиеся вопросов валютного регулирования и валютного контроля и принятые до вступления в силу Закона, по нашему мнению, подлежат применению в части положений, регламентирующих вопросы, не урегулированные на законодательном уровне, если данные положения не противоречат федеральным законам или регулирование соответствующих вопросов не отнесено Законом к компетенции органов валютного регулирования и органов валютного контроля.
В соответствии с положениями Закона уполномоченные банки вправе взимать плату за выполнение ими функций агентов валютного контроля, в том числе с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок по внешнеторговым контрактам. При этом Законом ограничений по сумме взимаемого уполномоченными банками вознаграждения за осуществление ими функций агентов валютного контроля не установлено.
На основании вышеизложенного, а также с учетом ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации считаем, что уполномоченные банки вправе самостоятельно определять размер и порядок взимания платы за выполнение ими функций агентов валютного контроля.
Вопрос 4. К какому виду ценных бумаг (внутренним или внешним) относится выпущенный на территории Российской Федерации вексель, номинированный в иностранной валюте, без оговорки эффективного платежа в иностранной валюте и назначением места платежа Российской Федерации? В какой валюте (рублях или иностранной валюте) должна осуществляться оплата указанного векселя?
Ответ. Согласно п. 41 Положения о переводном и простом векселе, утвержденного Постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.1937 № 104/1341 (далее - Положение) и которое в соответствии с Федеральным законом от 11.03.1997 № 48-ФЗ "О переводном и простом векселе" применяется на территории Российской Федерации, если вексель выписан в валюте, не имеющей хождения в месте платежа, то сумма может быть уплачена в местной валюте по курсу на день наступления срока платежа, за исключением
случаев, когда векселедатель обусловил, что платеж должен быть совершен в определенной, указанной в векселе (оговорка эффективного платежа в какой-либо иностранной валюте).
В соответствии со ст. 77 Положения данное правило применяется и к простому векселю.
Следовательно, вексель, выписанный в иностранной валюте без оговорки эффективного платежа в иностранной валюте и назначением места платежа Российской Федерации, не создает обязанности платежа в иностранной валюте, а удостоверяет право на получение валюты Российской Федерации, и в соответствии с пп. "б" п. 3 части 1 ст. 1 Закона такой вексель относится к внутренним ценным бумагам.
В соответствии с частью 8 ст. 8 Закона денежные расчеты между резидентами, включая уполномоченные банки, и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте Российской Федерации.
Следовательно, уполномоченный банк в соответствии с Положением может осуществить оплату предъявленного нерезидентом векселя, номинированного в иностранной валюте, без оговорки эффективного платежа в иностранной валюте, в валюте, используемой в месте платежа (в случае если местом платежа является Российская Федерация, - в рублях).
Вопрос 5. Необходимо ли указывать очередность платежа в платежном поручении при осуществлении возврата суммы резервирования подразделением расчетной сети Банка России в соответствии с требованиями, установленными п. 3.6 и 3.7 Инструкции Банка России от 01.06.2004 № 114-И "О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций" (далее - Инструкция)?
Ответ. Исходя из анализа норм Инструкции счет по учету средств резервирования, открытый в Банке России и с которого осуществляется возврат суммы резервирования на корреспондентский счет уполномоченного банка, не является банковским счетом.
Правила об очередности списания денежных средств со счета, предусмотренные ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются только на банковские счета. Поэтому указанные правила не распространяются на операции по списанию сумм резервирования, подлежащих возврату, со счета в Банке России на корреспондентский счет уполномоченного банка.
Кроме того, по счету по учету средств резервирования, открытому в Банке России, могут быть проведены только два вида операций - зачисление и возврат суммы резервирования, что не предполагает возможности возникновения ситуации недостаточности денежных средств на счете.
На основании вышеизложенного в платежном поручении Банка России на возврат суммы резервирования поле "Очередность платежа" не заполняется.
"Вестник Банка России", 2005, № 19
ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА"
Вопрос 1. Следует ли кредитной организации в целях выявления операций, подлежащих обязательному контролю, запрашивать у клиента дополнительные документы при осуществлении платежа на основании расчетного документа, в котором в поле "Назначение платежа" указано "по договору займа" и при этом не содержится информации о размере взимаемого по договору займа процента?
Ответ. В соответствии с абзацем восьмым пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) операция, связанная с предоставлением юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получением такого займа, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб. (либо эквивалент в иностранной валюте), подлежит обязательному контролю, и сведения о ней должны быть представлены в уполномоченный орган.
Подпунктом 4 п.1 ст. 7 Федерального закона установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, в том числе вид операции и основания ее совершения.
С учетом того, что по общему правилу операции по предоставлению юридическим лицом займов другим лицам осуществляются с использованием банковского счета юридического лица, кредитной организации при получении платежного поручения о переводе денежных средств получателю в рамках договора займа в целях выявления операции, подлежащей обязательному контролю, следует запросить у юридического лица (заимодавца) документы, на основании которых кредитная организация сможет определить, относится проводимая операция к операциям, подлежащим обязательному контролю, или нет (т.е. документы, в частности договор займа, в которых содержится информация об условиях, на которых заем предоставляется).
В случае непредставления клиентом запрошенных документов кредитная организация вправе в соответствии с п. 11 ст. 7 Федерального закона отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона в случае, если кредитная организация на основании реализации программ осуществления внутреннего "противолегализационного" контроля приходит к выводу, что какая-либо операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и
финансирования терроризма, кредитная организация обязана направить в уполномоченный орган сведения о такой операции независимо от того, относится или не относится она к операциям, указанным в ст. 6 Федерального закона.
Вопрос 2. Обязаны ли кредитные организации выявлять в качестве операций, подлежащих обязательному контролю, сделки с недвижимым имуществом, указанные в п. I 1 ст . 6 Федерального закона, принимая во внимание, что Феде ральным законом от 28.07.2004 № 88- ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных пре ступным путем, или финансированию терроризма" расширен перечень лиц, обя занных осуществлять контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществом при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого иму щества за счет включения в ст . 5 Федерального закона организаций, осуществ ляющих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества?
Ответ. Согласно п. 1' ст. 6 Федерального закона сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 руб., или превышает ее.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом. При этом буквальное толкование Федерального закона не позволяет сделать вывод о том, что лица, указанные в ст. 5 Федерального закона, должны направлять в уполномоченный орган информацию только об операциях по своей основной деятельности. Норму п. 4 ст. 6 Федерального закона следует рассматривать как общую, адресованную всем организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе и кредитным организациям.
Согласно п. 7 ст. 7 Федерального закона порядок представления информации в уполномоченный орган устанавливается Правительством Российской Федерации, а в отношении кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации.
Такой порядок установлен Банком России в Положении от 20 декабря 2002 г. № 207-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", с изменениями, внесенными Указанием Банка России от 17.08.2004 № 1490-У (далее - Положение № 207-П).
Положением № 207-П установлен код вида такой операции, подлежащей обязательному контролю, как сделка с недвижимым имуществом (код 8001).
Таким образом, кредитная организация должна сообщать в уполномоченный орган сведения о сделках с недвижимым имуществом, предусмотренных п. 1' ст. 6 Федерального закона, если из представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации клиентом документов ей стало известно о совершении такой сделки.
Вопрос 3. Должны ли кредитные организации направлять в уполномоченный орган информацию по операциям и сделкам, указанным в п. 1 ст . 7 1 Федерального закона, совершаемым его клиентами, являющимися адвокатами, нотариусами или лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг?
Ответ. Согласно ст. 5 Федерального закона кредитные организации отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
При этом в соответствии со ст. 7 Федерального закона (пп. 4 п. 1) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять в уполномоченный орган сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю, т.е. по операциям, указанным в ст. 6 Федерального закона.
Статья 71 Федерального закона устанавливает права и обязанности иных лиц, не являющихся организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и распространяется на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.
При этом ст. 71 Федерального закона содержит перечень операций, сведения о которых указанные лица при наличии оснований полагать, что указанные операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны направлять в уполномоченный орган.
Таким образом, кредитные организации не обязаны направлять в уполномоченный орган сведения об операциях, указанных в ст. 71 Федерального закона.
В то же время следует отметить, что такая обязанность у кредитных организаций возникает, когда в результате применения правил внутреннего "противолегализационного" контроля кредитная организация приходит к выводу, что проводимая операция является подозрительной и принимает решение о направлении сведений о ней в уполномоченный орган.
Вопрос 4. Что следует считать датой выявления операции, в отношении которой у работников кредитной организации возникает подозрение, что эта опера ция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных пре ступным путем, или финансирования терроризма?
Ответ. В соответствии с Федеральным законом кредитные организации осуществляют внутренний контроль - деятельность по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (ст. 3 Федерального закона).
Полагаем, что днем выявления подозрительной операции следует считать день, в который в результате применения правил внутреннего "противолегализационного" контроля кредитной организацией принято окончательное решение о признании операции клиента подозрительной.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций, кредитная организация обязана представить соответствующие сведения в уполномоченный орган.
Вопрос 5. Возможно ли открытие счета (вклада) без личного присутствия физического лица, в пользу которого открывается счет (вклад), предназначенный для осуществления операций, связанных с выплатой заработной платы, алимен тов , социальных пособий?
Ответ. В соответствии с п. 5 ст. 7 Федерального закона кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя.
При этом из указанной нормы Федерального закона не следует, что при открытии счета (вклада) в кредитную организацию должен явиться потенциальный владелец счета либо его представитель.
Вместе с тем ст. 842 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусматривает возможность внесения вклада в банк на имя третьего лица без личного присутствия лица, в пользу которого вносится вклад, а также без представления соответствующего документа (доверенности, договора поручения), подтверждающего полномочия лица, вносящего вклад, на совершение указанных действий.
Следует отметить, что лицу, открывающему счет (вклад) в пользу третьего лица, при совершении указанных действий не требуется представления доверенности или иного документа, выданного этим третьим лицом.
Таким образом, анализ п. 5 ст. 7 Федерального закона и ст. 842 Кодекса позволяет сделать вывод о том, что счет (вклад) может быть открыт в кредитной организации без личного присутствия физического лица, в пользу которого открывается счет (вклад), при условии, что открытие счета осуществляется при личном присутствии лица, непосредственно открывающего счет (вклад), или его представителя.
Вопрос 6. В соответствии с Федеральным законом при идентификации физических лиц - нерезидентов (иностранных граждан и лиц без гражданства) помимо документов, удостоверяющих личность, клиент должен представить в кредитную организацию данные миграционной карты и документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Обязана ли кредитная организация отказать лицам, не представившим указанные документы, либо представившим документы, срок действия которых истек, в совершении банковской операции?
Ответ. Федеральный закон не содержит правовых норм, предусматривающих обязанность кредитной организации отказать иностранному гражданину или лицу без гражданства в совершении банковской операции, если кроме документа, удостоверяющего личность, клиентом не будут представлены миграционная карта и документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Вместе с тем при непредставлении клиентом вышеуказанных документов либо в случае, если срок действия указанных документов истек (при этом физическое лицо нерезидент продолжает пребывать на территории Российской Федерации), кредитная организация вправе в соответствии с п. 11 ст. 7 Федерального закона отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона в случае, если кредитная организация на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма приходит к выводу, что какая-либо операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, кредитная организация обязана направить в уполномоченный орган сведения о такой операции независимо от того, относится или не относится она к операциям, предусмотренным ст. 6 Федерального закона.
"Вестник Банка России", 2005, № 12
Обобщение практики применения нормативных актов банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля
Вопрос 1. В каких случаях резидент обязан представить в уполномоченный банк справку о валютных операциях? Представляется ли справка о валютных операциях при продаже резидентом иностранной валюты уполномоченному банку, покупке иностранной валюты у уполномоченного банка, переводе иностранной валюты с транзитного валютного счета на текущий валютный счет (специальный банковский счет), зачислении (списании) наличной иностранной валюты на счет (со счета) резидента, при списании комиссии уполномоченного банка?
Ответ. Справка о валютных операциях представляется в уполномоченный банк при идентификации средств в иностранной валюте, поступивших на транзитный валютный счет резидента, а также при списании средств в иностранной валюте со счета резидента в уполномоченном банке при проведении указанных резидентом валютных операций (п. 1.2 и 1.3 Инструкции № 117-И).
В соответствии с п. 1.5 Инструкции № 117-И при поступлении иностранной валюты на счет резидента в уполномоченном банке в случае, если договором между уполномоченным банком и резидентом предусмотрено, что уполномоченный банк самостоятельно заполняет справку о валютных операциях, указанная справка резидентом в уполномоченный банк не представляется.
В этом случае справка о валютных операциях резидента подписывается сотрудником уполномоченного банка в порядке, установленном п. 1.5 Инструкции № 117-И.
При продаже резидентом иностранной валюты, переводе иностранной валюты с транзитного валютного счета на текущий валютный счет (специальный банковский счет), покупке иностранной валюты и зачислении (списании) наличной иностранной валюты на счет (со счета) резидента, а также при списании комиссии информация об операциях резидента по расчетам с уполномоченным банком вносится уполномоченным банком в электронную базу данных по валютным операциям в соответствии с п. 1.17 Инструкции № 117-И.
При этом ответственность за правильность проставления кода валютной операции несет уполномоченный банк.
Вопрос 2. Каким образом оформляется паспорт сделки (далее - ПС) по контракту, если не указана сумма контракта?
Ответ. Если резидент, исходя из известных ему на дату оформления ПС сведений предполагает, что сумма по контракту превысит в эквиваленте 5000 долл. США, то необходимо оформить ПС. В этом случае в графе 5 раздела 3 ПС проставляется символ б/с (п. 5 Порядка заполнения паспорта сделки, приложение 4 к Инструкции № 117-И).
Вопрос 3. Необходимо ли оформлять ПС при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами по договорам аренды и лизинга?
Ответ. В соответствии с Временным классификатором услуг во внешнеэкономической деятельности (в редакции постановления Госкомстата России от 06.02.2001 № 11) аренда недвижимого имущества и транспортных средств отнесена к услугам, а Инструкция № 117-И определяет именно порядок учета валютных операций.
В то же время Таможенный кодекс Российской Федерации относит к товарам любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Это требование относится, в том числе и к арендуемому движимому имуществу, и к транспортным средствам, отнесенным к недвижимым вещам.
Учитывая изложенное, в целях учета валютных операций при расчетах между резидентами (юридическими лицами и физическими лицами - индивидуальными предпринимателями) и нерезидентами по договорам аренды/лизинга движимого имущества и транспортных средств, отнесенных к недвижимым вещам, при ввозе (вывозе) указанного имущества в Российскую Федерацию (из Российской Федерации) должно осуществляться оформление ПС в соответствии с требованиями п. 3.1 и 3.3 Инструкции № 117-И. В случаях, когда отсутствует ввоз (вывоз) указанного имущества в Российскую Федерацию (из Российской Федерации), Инструкция № 117-И предусматривает возможность оформления ПС по договорам аренды/лизинга этого имущества.
В связи с этим при кодировании валютных операций, связанных с платежами в качестве арендной платы по договорам аренды/лизинга, следует использовать коды из группы 20 Перечня валютных операций клиентов уполномоченных банков, указанного в приложении 2 к Инструкции № 117-И (далее - Перечень).
Вопрос 4. Необходимо ли оформлять ПС по договорам страхования и перестрахования?
Ответ. В соответствии с Временным классификатором услуг по внешнеэкономической деятельности (в редакции постановления Госкомстата России от 06.02.2001 № 11) страховые услуги, в том числе услуги по страхованию (перестрахованию), являются одним из видов международных услуг.
В связи с этим при осуществлении валютных операций между резидентом и нерезидентом по договору страхования (перестрахования) резиденту следует оформить ПС в порядке, установленном Инструкцией № 117-И.
В этом случае в четвертой части номера ПС указывается код вида контракта "3" или "4", а в разделе 3 "Общие сведения о контракте" в качестве общей суммы контракта отражается сумма предусмотренной договором страховой премии.
Вопрос 5. Может ли уполномоченный банк (далее - банк ПС) отказать в подписании ПС по контракту в случае нарушения резидентом сроков, установленных п. 3.14 Инструкции № 117-И?
Ответ. Основания отказа банка ПС в подписании ПС установлены п. 3.12 Инструкции № 117-И. Нарушение резидентом установленных п. 3.14 Инструкции № 117-И сроков представления в банк ПС документов для оформления ПС в качестве основания для отказа в подписании ПС в п. 3.12 Инструкции Банка России № 117-И не предусмотрено.
Таким образом, банк ПС при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных п. 3.12 Инструкции № 117-И, подписывает ПС и в случае представления резидентом необходимых документов с нарушением сроков, установленных п. 3.14 Инструкции № 117-И.
Вопрос 6. Возможны ли выплата процентов по кредиту и погашение суммы основного долга по кредиту со счетов резидента, открытых в другом банке (не являющемся банком ПС)?
Ответ. На основании п. 2.8 Инструкции № 117-И резидент осуществляет валютные операции по кредитному договору только через свои счета, открытые в банке ПС, за исключением валютных операций по кредитному договору, проводимых через счета, открытые в банке-нерезиденте в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства Российской Федерации или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях - на основании разрешений, выданных Банком России.
Таким образом, выплата процентов по кредиту и погашение суммы основного долга по кредиту осуществляются резидентом со счета, открытого в банке ПС.
Вопрос 7. Какое наименование и цифровой код страны иностранного контрагента в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ) следует указывать в графах 2 и 3 раздела 2 "Реквизиты иностранного контрагента" ПС, если иностранной стороной по контракту (кредитному договору) является представительство (филиал) иностранной компании, расположенное на территории Российской Федерации?
Ответ. Если иностранной стороной по контракту (кредитному договору) является представительство (филиал) иностранной компании, расположенное на территории Российской Федерации, в графах 2 и 3 раздела 2 "Реквизиты иностранного контрагента" ПС указываются наименование и цифровой код страны иностранной компании.
Если страна иностранной компании неизвестна, то в графе 2 раздела 2 ПС ставится прочерк, а в графе 3 раздела 2 ПС может быть указан код "997" (с учетом абзаца второго п. III.8 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409402 "Сведения о расчетах между резидентами и нерезидентами за выполнение работ, оказание услуг, передачу информации, результатов интеллектуальной деятельности и операции неторгового характера", приложение 1 к Указанию Банка России от 16.01.2004 № 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (далее - Указание № 1376-У).
В графе 3 раздела 2 ПС не может быть указан цифровой код Российской Федерации-"643".
Вопрос 8. Учитываются ли два рабочих дня, указанные в п. 3.6 Инструкции № 111-И, при расчете срока обязательной продажи части валютной выручки?
Ответ. В соответствии с частью 2 ст. 21 Федерального закона обязательная продажа части валютной выручки осуществляется на основании распоряжения резидента (физического лица - индивидуального предпринимателя или юридического лица) не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке.
Следовательно, уполномоченный банк в уведомлении, направляемом резиденту в соответствии с п. 3.1 Инструкции № 111-И, должен рассчитывать последнюю дату представления резидентом уполномоченному банку документов, указанных в п. 33 и 3.4 Инструкции № 111-И, исходя из вышеуказанного 7-дневного срока без учета сроков депонирования уполномоченным банком иностранной валюты в соответствии с п. З.б Инструкции № 111-И.
Вопрос 9. Подлежат ли обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации денежные средства в иностранной валюте, поступившие резиденту от нерезидента в качестве возврата ранее переведенного авансового платежа по заключенному договору (в том числе договору аренды), в качестве уплаты штрафных санкций по такому договору, в качестве пожертвований на благотворительные цели, а также денежные средства в иностранной валюте, полученные в качестве доходов от операций с ценными бумагами?
Ответ. В соответствии с частью 3 ст. 21 Федерального закона объектом обязательной продажи является валютная выручка резидентов (физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), включающая в себя поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов.
Следовательно, денежные средства в иностранной валюте, поступающие от нерезидента на банковский счет резидента в уполномоченном банке в качестве возврата авансового платежа, ранее переведенного резидентом со своего текущего валютного счета в уполномоченном банке в пользу нерезидента по заключенному между ними договору (в том числе договору аренды), в качестве уплаты штрафных санкций, в качестве пожертвований на благотворительные цели, а также денежные средства в иностранной валюте, полученные в качестве доходов от операций с ценными бумагами, не следует рассматривать как объект обязательной продажи, поскольку в данном случае не осуществляются передача товаров, выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, предусмотренные частью 3 ст. 21 Федерального закона.
Вопрос 10. С какой даты резиденту необходимо исчислять семидневный срок при осуществлении обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке, установленном Инструкцией № 111-И?
Ответ. Согласно части 2 ст. 21 Федерального закона обязательная продажа части валютной выручки осуществляется не позднее чем через семь рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке. При этом валютное законодательство Российской Федерации, как и законодательство Российской Федерации в целом, не устанавливает общего порядка исчисления сроков.
Анализ различных отраслей права показывает, что в большинстве случаев течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (например, ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 107 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 9 Таможенного кодекса Российской Федерации, ст. 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, часть 2 ст. 14 Трудового кодекса Российской Федерации).
В связи с изложенным полагаем возможным при определении даты начала течения срока обязательной продажи части валютной выручки резидента руководствоваться положениями части 6 ст. 4 Федерального закона, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
Таким образом, днем начала течения семидневного срока обязательной продажи части валютной выручки резидента следует считать следующий день после ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке.
Вопрос. 11. Какие поступления в иностранной валюте не подлежат списанию с транзитного валютного счета резидента в случае, указанном в п. 3.8 Инструкции № 111-И?
Ответ. Не подлежат списанию с транзитного валютного счета резидента в уполномоченном банке только те поступления иностранной валюты, по которым в соответствии с требованиями Инструкции № 111-И резидентом не представлены в уполномоченный банк документы, указанные в п. 3.3 и 3.4 Инструкции № 111-И.
Вопрос 12. Существуют ли ограничения на внесение наличной иностранной валюты на банковские счета резидентов и получение наличной иностранной валюты с банковских счетов резидентов?
На основании п. 2 части 3 ст. 9 Федерального закона валютные операции, связанные с внесением резидентами наличной иностранной валюты на свои банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением резидентами наличной иностранной валюты со своих банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок), осуществляются без ограничений.
Таким образом, уполномоченный банк вправе выдавать резиденту наличную иностранную валюту с его счета, а также зачислять наличную иностранную валюту на его счет.
Вопрос 13. С какого счета в валюте Российской Федерации нерезидент может внести сумму резервирования в соответствии с Указанием Банка России от 29.06.2004 № 1465-У "Об установлении требований о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банковские счета и при списании денежных средств со специальных банковских счетов" (далее - Указание № 1465-У) при осуществлении операций по одному из специальных банковских счетов?
Ответ. В соответствии с порядком осуществления операций по специальным банковским счетам нерезидентов, установленным Инструкцией Банка России от 07.06.2004 № 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов" (далее - Инструкция № 116-И), нерезиденты могут вносить сумму резервирования с любого из своих специальных банковских счетов.
В связи с этим нерезидент может самостоятельно решить, с какого счета вносить сумму резервирования: со специального банковского счета или с иного банковского счета в валюте Российской Федерации. Кроме того, сумма резервирования может быть внесена с любого специального банковского счета нерезидента, в том числе при проведении операции, в отношении которой установлено требование о резервировании, с использованием другого специального банковского счета нерезидента.
Вопрос 14. Кто вносит сумму резервирования и как оформляется заявление о резервировании при осуществлении расчетов и переводов между резидентами и нерезидентами по операциям, осуществляемым через специальные счета банков нерезидентов?
Ответ. В соответствии с п. 1.2 Инструкции № 114-И при осуществлении нерезидентом операций от имени и за счет третьих лиц либо от своего имени, но за счет третьих лиц требование о резервировании, установленное органом валютного регулирования, выполняется указанным нерезидентом.
В заявлении о резервировании в соответствии с абзацем вторым п. 2.3 Инструкции № 114-И указываются фамилия, имя, отчество (при его наличии), адрес места жительства (места пребывания) (для физических лиц); полное наименование и адрес (место нахождения) (для юридических лиц), т.е. должны быть указаны сведения о клиенте - сведения о резиденте или нерезиденте, вносящем сумму резервирования (п. 2.1 Инструкции № 114-И).
Таким образом, при осуществлении расчетов и переводов в валюте Российской Федерации между резидентами и нерезидентами по операциям, указанным в п. 4.1 Инструкции № 116-И через специальные счета банков-нерезидентов, сумму резервирования вносит банк-нерезидент, являющийся владельцем счета. Следовательно, в заявлении о резервировании указываются полное наименование и адрес (место нахождения) банка-нерезидента. При этом Инструкция № 114-И не содержит требования об указании в этом заявлении о резервировании сведений о нерезиденте, от чьего имени или за чей счет осуществляется операция.
Вопрос 15. В какой момент должна быть внесена сумма резервирования при осуществлении нерезидентом операций через специальные банковские счета банка-нерезидента?
Ответ. В соответствии с п. 4.14 Инструкции № 116-И в случае установления нормативными актами Банка России требования о резервировании при списании и (или) зачислении нерезидентом денежных средств в валюте Российской Федерации со специальных банковских счетов и (или) на специальные банковские счета нерезидентов в валюте Российской Федерации, указанные в п. 4.1 Инструкции № 116-И, уполномоченный банк принимает к исполнению расчетный документ нерезидента на осуществление перевода на специальный банковский счет нерезидента в валюте Российской Федерации, указанный в п. 4.1 Инструкции № 116-И, в котором указаны номер и дата оформленного и выданного уполномоченным банком нерезиденту заявления о резервировании в соответствии с нормативными актами Банка России. Заявление о резервировании оформляется уполномоченным банком и выдается клиенту после принятия к исполнению платежного поручения клиента на внесение суммы резервирования (п. 2.6, 2.11, 2.12 Инструкции № 114-И).
Таким образом, сумма резервирования должна быть внесена в любой момент до осуществления по специальному банковскому счету нерезидента операции, в отношении которой Банком России установлено требование о резервировании в соответствии с Указанием № 1465-У (т.е. до зачисления денежных средств на специальный банковский счет нерезидента).
В соответствии с п. 2.1 Инструкции № 114-И сумма резервирования вносится нерезидентами через уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка), через который будет осуществляться операция. Т.е. при осуществлении резервирования в соответствии с Указанием № 1465-У сумма резервирования вносится через уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка), в котором у нерезидента открыт соответствующий специальный банковский счет.
Таким образом, в случае если в соответствии с Указанием № 1465-У установлено требование о резервировании, банк-нерезидент должен представить в уполномоченный банк заявление о резервировании и платежное поручение о внесении суммы резервирования в любой момент до представления или одновременно с представлением в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) расчетного документа на осуществление перевода на соответствующий специальный банковский счет, в котором указаны номер и дата оформленного и выданного уполномоченным банком банку-нерезиденту заявления о резервировании. При этом уполномоченный банк в соответствии с абзацем вторым п. 4.15 Инструкции № 116-И обязан отказать банку-нерезиденту в осуществлении перевода на специальный банковский счет в случае оформления расчетного документа с нарушением требований п. 4.14 Инструкции № 116-И (т.е. с нарушением требований об указании в этом расчетном документе номера и даты оформленного и выданного уполномоченным банком банку-нерезиденту заявления о резервировании).
Вопрос 16. Возможен ли досрочный возврат части суммы резервирования, излишне внесенной в результате технической ошибки уполномоченного банка (операциониста уполномоченного банка)?
Ответ. Возврат излишне внесенной суммы резервирования возможен в соответствии с п. 4 части 12 ст. 16 Федерального закона, если сумма резервирования, подлежащая внесению из расчета суммы фактически проведенной операции (суммы, списанной со специального счета, или суммы, зачисленной на специальный счет), больше внесенной суммы резервирования, в том числе в случае, если разница между указанными суммами возникла в результате ошибки уполномоченного банка (в результате технической ошибки операциониста уполномоченного банка).
Могут ли юридические лица (резиденты) в счет оплаты акций (долей) в уставном капитале юридических лиц, учредителями которых они выступают и накопительный счет которым открыт в банке, вносить наличные денежные средства на накопительный счет вновь создаваемых юридических лиц через кассу кредитной организации?
Юридическое лицо, являющееся учредителем, может внести денежные средства в уставной капитал юридического лица только в безналичном порядке путем перечисления денежных средств со своего банковского счета, поскольку п. 2.1.1 Положения от 09.10.2002 № 199-П допускает внесение наличных денежных средств юридическими лицами только на банковский счет, открытый в этой кредитной организации.
Правомерно ли перечислять денежные средства, находящиеся на счетах до востребования, клиентов - физических лиц (б/с 42301) по заявлению клиентов для оплаты коммунальных, налоговых и других платежей или для осуществления подобных платежей тем же физическим лицам необходимо открывать отдельные счета на балансовом счете 40817?
По гражданскому законодательству (п. 3 ст. 834 гл. 44 ГК РФ) к отношениям банка и вкладчика по счету, на который внесен вклад, применяются правила о договоре банковского счета, если иное не предусмотрено правилами упомянутой главы или не вытекает из существа договора банковского вклада. Пунктом 1.3 главы 1 Положения Банка России № 222-П предусмотрено, что осуществление операций физическими лицами по счетам, открываемым на основании договора банковского вклада, производится в порядке, аналогичном установленному главой 2 этого Положения. Таким образом, осуществление расчетных операций по счетам физических лиц, открываемых с оформлением договора банковского вклада, допускает перечисление денежных средств по заявлению клиента для оплаты коммунальных, налоговых и других платежей при расчетах, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
С 1 августа прекращено проведение операций по счетам физических лиц-нерезидентов в валюте РФ, открытым в соответствии с прежним порядком. По Положению № 259-П денежные средства, поступающие на эти счета, подлежат возврату; правомерно лишь снятие наличных и переводы физических лиц-нерезидентов на их банковские счета в валюте РФ. Согласно принятым в нашем банке договорам по счетам типа «Ф» мы обязаны ежемесячно платить проценты по остаткам на счетах.
Правомерны ли наши действия, если учесть, что эта практика противоречит новым нормативным актам?
В соответствии со ст. 852 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором банковского счета, за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, банк уплачивает проценты, сумма которых зачисляется на счет.
Сумма процентов зачисляется на срок в сроки, предусмотренные договором. Положение № 259-П устанавливает порядок переоформления уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте РФ и перечень операций, которые могут осуществлять нерезиденты со своими рублевыми денежными средствами, находящимися, в частности, на счетах типа «Ф». Таким образом, обязанность банка исполнять принятые на себя обязательства по договорам банковского счета установлена гражданским законодательством РФ, а также заключенными с клиентами договорами, и указанным Положением не отменяется и отменена быть не может.
Каков порядок валютного контроля за переводами иностранной валюты физическими лицами-резидентами из РФ с их счетов, открытых в уполномоченных банках?
Абзацем 2 части 2 ст. 5 Закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено: если порядок осуществления валютных операций и использования счетов не установлены органами валютного регулирования в соответствии с указанным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.
Поэтому без ограничений осуществляются переводы физическим лицом-резидентом из РФ иностранной валюты со своего счета, открытого в уполномоченном банке, за исключением запрещенных валютных операций между резидентами; (ст. 9 Закона № 173-ФЗ) и операций, проводимых по специальному банковскому счету "Ф", при условии подтверждения уполномоченному банку, что физическое лицо-резидент не проводит подобных операций.
Уполномоченный банк как агент валютного контроля вправе на основании п. 3 части 1 ст. 23 Закона № 173-ФЗ запрашивать и получать документы и информацию, связанные с проведением валютных операций. При проведении таких операций не требуется предоставлять документы, указанные в главе 1 Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".
Уполномоченный банк самостоятельно устанавливает систему контроля за этими операциями. Контроль может быть осуществлен в зависимости от суммы проводимой операции. Например: до определенной суммы подтверждающие документы не предоставляются и достаточно заявления физического лица-резидента о том, что проводимые операции не связаны с расчетами между резидентами и не требуют проведения операции по специальному банковскому счету "Ф"; свыше определенной суммы в банк предоставляются документы, подтверждающие операцию.
При установлении системы валютного контроля уполномоченные банки могут использовать положения Инструкции № 117-И.
Физические лица-резиденты вправе осуществлять трансграничные переводы иностранной валюты со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, на свои счета в банках за пределами РФ при условии соблюдения требований, установленных ст. 12 закона № 173-ФЗ.
В каком порядке физическое лицо-резидент имеет право перевести из РФ без открытия банковского счета иностранную валюту или валюту РФ? Необходимо ли при этом представление документов, связанных с проведением валютной операции?
На основании п. 5 части 3 ст. 14 Закона № 173-ФЗ, пп. 3.2.5 и 3.2.6 Инструкции № 113-И физическое лицо-резидент вправе осуществлять перевод из РФ иностранной валюты и валюты РФ без открытия банковского счета в пользу резидента или нерезидента (в том числе на свой счет, счет другого резидента или нерезидента, открытый в банке за пределами РФ), с учетом ограничения по сумме перевода, установленного Указанием Банка России от 30.03.2004 № 1412-У "Об установлении суммы перевода физическим лицом-резидентом из РФ без открытия банковских счетов". Такой перевод может быть осуществлен физическим лицом-резидентом на свой счет, счет другого резидента или нерезидента, открытый в банке за пределами РФ.
На указанные валютные операции не распространяется действие главы 1 Инструкции №117-И.
При осуществлении таких переводов нормативными актами Банка России не установлено требование представления физическими лицами-резидентами в уполномоченный банк документов, являющихся основанием для проведения валютной операции, а также документов о происхождении наличной иностранной валюты. Уполномоченные банки могут осуществлять эти переводы без представления физическими лицами-резидентами подтверждающих документов и документов о происхождении наличной иностранной валюты. Уполномоченный банк как агент валютного контроля вправе на основании п. 3 части 1 ст. 23 Закона № 173-ФЗ запрашивать и получать документы и информацию, связанные с проведением валютных операций.
Обобщение практики применения федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
1. При осуществлении клиентом кредитной организации операции по покупке (продаже) наличной иностранной валюты подлежит ли данная операция обязательному контролю в случае, если сумма ее рублевого эквивалента, определяемого по курсу, установленному кредитной организацией, составляет менее 600 000 руб., а по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операции превышает указанную сумму?
Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее по тексту - Федеральный закон) в случае, если операция с денежными средствами или иным имуществом осуществляется в иностранной валюте, ее размер в рублях определяется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения такой операции.
Таким образом, в случае если операция с денежными средствами или иным имуществом совершается в иностранной валюте и ее сумма при пересчете в рубли по курсу Банка России на дату проведения этой операции равна сумме, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее, то такая операция подлежит обязательному контролю.
2. Попадают ли под систему обязательного контроля, предусмотренного Федеральным законом, операции по приобретению физическими лицами у кредитной организации за наличный расчет векселей, выдаваемых самой кредитной организацией?
Согласно пп.1 п. 1 ст. 6 Федерального закона в числе операций, подлежащих обязательному контролю, указана операция по приобретению физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет на сумму, равную или превышающую 600 000 руб., либо на сумму, равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышающую ее.
Учитывая изложенное, полагаем, что операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если она одновременно соответствует двум критериям:
- физическое лицо приобретает ценные бумаги (независимо от их вида и формы);
- осуществляемые физическим лицом расчеты по данной сделке производятся в наличной форме.
Исходя из вышесказанного следует, что в случае если при выдаче кредитной организацией собственных векселей физическое лицо приобретает их за наличный расчет и сумма, на которую совершается эта операция, соответствует сумме, указанной в п. 1 ст. 6 Федерального закона, то данная операция подлежит обязательному контролю и сведения о ней должны быть направлены в уполномоченный орган.
3. Распространяются ли требования Федерального закона, установленные в отношении операций, подлежащих обязательному контролю, на операции покупки (продажи) иностранной валюты за валюту Российской Федерации, а также на операции продажи иностранной валюты одного иностранного государства за иностранную валюту другого иностранного государства (конверсии), совершаемые с использованием банковских счетов (вкладов) физических лиц?
Перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, приведен в ст. 6 Федерального закона. При этом операции покупки (продажи) иностранной валюты (в том числе за валюту Российской Федерации), совершаемые с использованием банковских счетов и вкладов физических лиц (например, депозитных счетов либо счетов для расчетов с использованием банковских карт), прямо не отнесены к числу операций, подлежащих обязательному контролю.
В то же время следует учитывать, что банковские счета (вклады) используются клиентами кредитных организаций для купли-продажи иностранной валюты. При этом наличная иностранная валюта одного иностранного государства (либо валюты Российской Федерации) в соответствии с договором банковского счета (вклада) зачисляется на счет клиента, а затем конвертируется в валюту другого иностранного государства и снимается в наличной форме. По сути, такая операция аналогична операции по покупке или продаже наличной валюты.
Согласно абзацу седьмому п. 2 ст. 7 Федерального закона выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, служит одним из оснований для документального фиксирования информации.
В связи с этим рекомендуем кредитным организациям усилить контроль за операциями физических лиц по конверсии и купле-продаже иностранной валюты и уделять особое внимание их анализу, в том числе оценивать, имеют ли эти операции очевидный экономический смысл и очевидную законную цель. Если условия проведения указанных операций свидетельствует об уклонении от процедур обязательного контроля, предусмортенных Федеральным законом (например, операции совершаются в течение короткого промежутка времени - одного или двух дней), или выявляются иные обстоятельства, дающие основания полагать, что операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, кредитным организациям следует рассматривать такие операции как подозрительные и сведения о них в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона направлять в уполномоченный орган.
4. Подлежат ли обязательному контролю в соответствии с абзацем пятым пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона операции, осуществляемые клиентом кредитной организации, действующим по поручению своего контрагента (в том числе по договору поручения, комиссии, агентскому договору или при исполнении обязательства третьим лицом)?
В соответствии с абзацем пятым пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона обязательному контролю подлежат переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента.
Законодательство Российской Федерации не содержит определения понятия "перевод денежных средств".
Вместе с тем различные нормативные акты (п. 1.2 Положения Банка России от 07.10.2002 № 198-П "О порядке расчета и взимания платы за расчетные услуги Банка России", п. 1 ст. 845 Гражданского кодекса РФ) содержат определение понятия "клиент", под которым понимается владелец открываемого кредитной организацией банковского счета. При этом термин "перевод денежных средств" наиболее часто (например, в п. 1 ст. 863 Гражданского кодекса РФ) употребляется в значении осуществления расчетной операции и характеризуется наличием в данном правоотношении специального субъекта - кредитной организации.
В то же время, рассматривая институт перевода денежных средств, осуществляемого некредитными организациями (абзац пятый пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона), следует иметь в виду, что действующее законодательство допускает осуществление почтового перевода денежных средств организациям федеральной почтовой связи. Так, ст. 2 Федерального закона "О почтовой связи" определяет перевод денежных средств как услугу по приему, обработке, перевозке (передаче), доставке (вручению) денежных средств с использованием сетей почтовой и электрической связи.
Таким образом, к операциям, указанным в абзаце пятом пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона, следует относить переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями в случаях, когда такое право им прямо предоставлено законодательством Российской Федерации, в частности, почтовые переводы денежных средств.
Учитывая изложенное, операции по зачислению денежных средств на счет (списанию их со счета), осуществляемые клиентом кредитной организации по поручению его контрагентов (например, по договору поручения, комиссии или агентскому договору или при исполнении обязательства третьим лицом) в соответствии с абзацем пятым пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона, не подлежат обязательному контролю.