Гамза В.А.,
Председатель Совета директоров ОАО «Агрохимбанк» член Совета Ассоциации российских банков,
Президент Ассоциации товаропроизводителей "Группа Форвард", заместитель председателя Правления Московской конфедерации промышленников и предпринимателей
В последнее время только ленивый не призывает к развитию в России среднего и малого предпринимательства (СМП). Однако, сколько бы мы ни говорили о необходимости развития российского среднего и малого бизнеса, сколько бы ни ссылались на положительный мировой опыт в этой сфере, воз этих проблем не сдвинется с места до тех пор, пока, с одной стороны, не будут устранены социально-экономические, финансовые, правовые и административные препятствия на пути развития СМП, а с другой – не возникнут естественные экономические стимулы для такого развития. Средний и малый бизнес только тогда будет успешен, когда он будет востребован государством, экономикой и обществом.
Как известно, конкуренция и монополия – сиамские близнецы бизнеса, находящиеся в обратно пропорциональной зависимости: низкий монополизм - высокая конкуренция, и наоборот.
Один из основных объективных экономических законов гласит: любой хозяйствующий субъект с момента своего возникновения стремится к монополии, к безграничному расширению своего присутствия в том или ином либо во многих секторах рынка путем вытеснения с него малых и средних предприятий.
В России монополизм, как естественный, так и неестественный, достиг катастрофических размеров – его метастазы проявились уже практически во всех отраслях экономики. Эта болезнь нашей экономики продолжает развиваться – скоро полсотни финансово-промышленных групп (ФПГ) будут доминировать во всех экономических сферах России.
При этом, что самое удивительное, само государство способствует развитию монополизма. Видимо, государство полагает, что для него лучше иметь дело с сотней крупных предприятий, чем с тысячами средних и тем более с сотнями тысяч мелких компаний. С административной точки зрения – это правильно, а с экономической – стратегически ошибочно.
Для того чтобы основу валового внутреннего продукта России составляла не рента в сырьевых монополиях, а прибавочная стоимость глубокого передела в обрабатывающей и перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных и интеллектуально емких отраслях производства и сферы услуг, необходимо формирование подлинно рыночной конкурентной среды путем целенаправленного ограничения монополизма и развития среднего и малого бизнеса.
Крупнейшие российские финансово-промышленные группы должны сегодня не только прекратить свою экспансионистскую политику, но и выступить инициаторами и основными участниками формирования и реализации национальной программы развития СМП. Активное способствование развитию, а не поглощение средних и малых предприятий, - это должно стать главной общественно полезной миссией крупного бизнеса.
1. Наличие и доступность финансовых ресурсов – основа успешного развития среднего и малого предпринимательства.
Как известно, основными источниками финансовых ресурсов являются государство, банковская система, фондовый рынок, корпорации и население. Ни один из них сегодня для СМП практически не доступен.
Выделяемые государством бюджетные средства на поддержку предпринимательства несерьезно даже рассматривать. В свою очередь, государственные банки работают как обычные коммерческие и им никакого дела нет до государственной проблемы развития СМП, тем более, что это высокорискованный бизнес, не имеющий адекватного обеспечения для традиционного кредитования.
Банковская система сегодня разделена на две большие части: банки с избыточной ликвидностью, обслуживающие крупнейшие ФПГ и имеющие в связи с этим высокую рентабельность, и банки, работающие со средними и малыми предприятиями и имеющие от этого только проблемы: низкую ликвидность, проблемные кредиты, малую доходность. В отсутствие рефинансирования средних и малых коммерческих банков системного развития СМП не будет.
Фондовый рынок в России не способен пока обеспечить нужными ресурсами даже крупные предприятия, а корпорации временно свободные средства используют, в основном, для поглощения небольших уже успешных предприятий, а не на развитие среднего и малого предпринимательства.
Денежные накопления населения сегодня активно используются в сфере СМП, но в совершенно нецивилизованных формах (в России сложился целый теневой рынок кредитования частными лицами малого бизнеса). Такая система «финансирования» предпринимательства лишь усугубляет его проблемы, расширяя сферу и виды нелигитимного бизнеса, в том числе объем денежных средств, циркулирующих вне кредитно-финансовых учреждений.
2. Государство обязано принять на себя значительную часть заботы, расходов и рисков по развитию среднего и малого предпринимательства.
Многолетние дебаты вокруг проблемы малого и среднего бизнеса при отсутствии ощутимых сдвигов свидетельствуют о том, что поддержка СМП пока не является государственным приоритетом. К примеру, сложившаяся структура финансирования малого бизнеса: «фонды поддержки МП (скудно формируемые за счет федерального или региональных бюджетов) → объединения МП (зачастую искусственно инспирируемые администрациями) → отдельные МП (прошедшие процедуру допуска)» выдает крайне слабый эффект. Практика работы клиентов ОАО «Агрохимбанк» показывает, что большинство проектов малых предприятий не могут преодолеть процедуру допуска и получить необходимые ресурсы или субсидировать кредитные проценты в рамках подобной системы.
Если российские органы власти действительно заинтересованы в значительном росте СМП, они должны:
По различным экспертным оценкам на развитие малого бизнеса в России требуются инвестиции в объеме около $5 млрд. Государство в настоящее время такими средствами не располагает. Частный российский и зарубежный финансовый сектор в состоянии выделить такие кредитные ресурсы, но не делает этого в силу высокой степени рисков в сфере СМП. В этой казалось бы патовой ситуации государство, если оно действительно заинтересовано в развитии предпринимательства, обязано взять на себя решение проблемы гарантирования кредитных вложений в проекты малых и средних предприятий. Как показывает мировой опыт, создание и функционирование государственного агентства гарантирования (страхования) пятидесяти процентов рисков по некрупным проектам (на сумму до $5 млн.) потребует отвлечения из бюджета средств в объеме около 5% от общей суммы кредитования. Российский бюджет способен выделить $250 млн. на обеспечение гарантий по финансированию СМП в объеме $5 млрд.
3. Необходимо понять и решить реальные проблемы кредитования малого и среднего бизнеса.
Как известно, размеры заемщика для банка не имеют определяющего значения, однако, чем крупнее компания, бизнес которой оценивается не хуже, чем стабильный, тем больше степеней свободы для выбора инструментов, покрывающих риски ее кредитора. Выбор этот может простираться от материальных активов, ценных бумаг, банковских гарантий до оборотов по счету от основной деятельности или денежных требований к понятным банку покупателям и заказчикам.
Соответственно, чем меньше компания, тем меньше степеней свободы для выбора адекватного покрытия рисков и тем глубже приходится анализировать бизнес-процесс заемщика и среды, окружающей его бизнес, и с тем большими проблемами приходится сталкиваться в поиске таких инструментов. Такой подход требует «индивидуальной работы» с каждым заемщиком, а это трудоемко, т.к. банковские специалисты должны иметь специальные и разносторонние знания в различных отраслях.
Затраты на подобную «индивидуальную работу» либо превращают кредитование мелких заемщиков в нерентабельный бизнес, либо, будучи переложенными на заемщика, делают невыгодным для самого заемщика кредитный проект, в котором он был заинтересован.
Для клиента подобная альтернатива выглядит либо как поиск специализированного банка, понимающего его бизнес, располагающего возможностями найти инструменты для покрытия рисков, либо как поиск ресурса вне банковской системы - среди лиц, готовых разделить его риски.
Между крайностями лежит средняя линия – стратегия массового, стандартизованного подхода к клиентуре, относящейся к малым и средним компаниям, характерная для развитого банковского и фондового бизнеса, действующего в комплексе с венчурными, франчайзинговыми, консалтинговыми, страховыми, лизинговыми и другими подобными компаниями.
4. Кредитная история – основа формирования развитого рынка финансирования среднего и малого предпринимательства.
Основа эффективного развития СМП состоит в его необремененности излишними основными фондами. С другой стороны – это его «ахиллесова пята», не позволяющая иметь достаточное залоговое обеспечение кредита. Преодолеть данное противоречие позволяет система кредитных историй.
Мировой опыт как развитых, так и развивающихся стран однозначно свидетельствует, что невозможно построить цивилизованный кредитный рынок без широкой эффективной системы обмена информацией о добросовестности исполнения участниками этого рынка своих обязательств дебитора (заемщика, плательщика). Такая система обеспечивает следующие преимущества:
15 лет работая в сфере СМП, считаю, что в целях формирования реальных условий эффективного развития в России среднего и малого бизнеса необходимо разработать специальную государственную программу, в рамках которой предусмотреть создание:
Только комплексный подход способен дать реальный результат в развитии российского среднего и малого предпринимательства.