Финансы. Налоги

  1. Постановление Правительства РФ от 29.07.2005 № 466 «О порядке предоставления в 2005 году государственных гарантий Российской Федерации для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции».
    В соответствии со ст.100 и 101 Федерального закона от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» утверждены Правила предоставления в 2005 году государственных гарантий Российской Федерации для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции.
    Установлено, что Минфин России имеет право предоставлять в 2005 г. государственные гарантии Российской Федерации в размере, не превышающем суммы, эквивалентной 10 млн.долл.США: российскому экспортеру промышленной продукции; российскому банку-кредитору или иностранному банку-кредитору (при условии предоставления кредитов на 8 и более лет), осуществляющему кредитование российских экспортеров, иностранных импортеров, банков-нерезидентов и иностранных государств при экспорте российской промышленной продукции; по возмещению платежей закрытого акционерного общества «Росэксимбанк» по выставленным им банковским гарантиям.
    При предоставлении государственных гарантий Минфин России заключает от имени Правительства РФ соответствующие соглашения. Государственные гарантии предоставляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели Федеральным законом от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год».
    В Правилах также определено, в отношении каких товаров, работ и услуг предоставляются гарантии, установлен срок государственной гарантии, конкретизирован порядок предоставления государственных гарантий российскому экспортеру либо банку-кредитору, по заимствованиям банка-агента, а также по возмещению платежей банка-агента по выставленным им банковским гарантиям.
  2. Приказ Росфинмониторинга РФ от 07.06.2005 № 86 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
    Зарегистрирован в Минюсте России 05.08.2005 № 6890.
    Установлен единый формат представления информации по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, а также по операциям с денежными средствами или иным имуществом, по которым на основании реализации программ осуществления внутреннего контроля возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
    Перечень организаций, на которые распространяется действие Инструкции, приведен в соответствии со ст.5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Особый порядок предоставления информации установлен для кредитных организаций, адвокатов, нотариусов, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.
    Инструкцией установлены формы представления и способы передачи информации, порядок контроля и уточнения полученных Росфинмониторингом сведений.
    Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования.
  3. Федеральный закон от 30.06.2005 № 71-ФЗ «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
    Вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования, за исключением ст.1, вступающей в силу с 01.01.2006.
  4. Федеральный закон от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».
    Вступает в силу с 1 января 2006 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной порядок вступления в силу.
    Внесены изменения в главы 23 «Налог на доходы физических лиц» и 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ.
    В частности, изменены нормы главы 23 Налогового кодекса РФ, касающиеся определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц при получении доходов в виде материальной выгоды, доходов по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, а также касающиеся имущественных вычетов по налогу на доходы физических лиц.
    В главе 25 изменены нормы, касающиеся, в частности, порядка определения доходов и расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, порядка определения стоимости амортизируемого имущества, методов и порядка расчета сумм амортизации, расходов, не учитываемых в целях налогообложения при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, особенностей определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, особенностей определения налоговой базы по налогу на прибыль по отдельным операциям.
    Уточнены особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами, порядок определения расходов по торговым операциям.
  5. Постановление Правительства РФ от 06.06.2005 № 357 «Об утверждении правил возмещения из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2005 году в российских кредитных организациях».
    Установлен порядок возмещения из федерального бюджета российским организациям, экспортирующим промышленную продукцию не менее трех лет, части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным ими в 2005 году в российских кредитных организациях. При этом перечислены требования, которым данные организации должны соответствовать, а также документы, представляемые ими для получения возмещения.
    Указано, что размер возмещения, расчет которого организации представляют по утвержденным формам, зависит от валюты полученного кредита (российские рубли или иностранная валюта), а также от достаточности лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Минпромэнерго РФ.
    Решение о возмещении принимается Минпромэнерго РФ совместно с Минэкономразвития РФ и Минфином РФ после рассмотрения всех представленных документов.
  6. Постановление Правительства РФ от 07.06.2005 № 360 «Об утверждении правил частичного финансирования в 2005 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников».
    В целях реализации ст.15 Федерального закона от 29.12.2004 № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» определены условия и порядок частичного финансирования в 2005 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя, включая финансирование их периодических медицинских осмотров и профилактического лечения, в том числе санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. При этом перечень таких предупредительных мер на 2005 год должен быть отдельно утвержден Минздравсоцразвития РФ.
    Указано, что размер частичного финансирования не может превышать 20% сумм страховых взносов, перечисленных страхователем в Фонд за 2004 г., за вычетом расходов Фонда на выплату обеспечения по страхованию по страховым случаям, произошедшим у этого страхователя в 2000-2004 гг.
    Решение о частичном финансировании или об отказе в финансировании принимается Фондом в установленные сроки на основании заявления страхователя.
  7. Федеральный закон от 18.06.2005 № 63-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
    Вступает в силу с 01.01.2006.
    Одним из видов предпринимательской деятельности, перечисленных в п.2 ст.346.26 Налогового кодекса РФ, в отношении которых по решению субъекта Российской Федерации может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, является оказание бытовых услуг.
    В соответствии с внесенными дополнениями с 1 января 2006 г. при определении видов деятельности по единому налогу на вмененный доход субъекты Российской Федерации могут выбрать, на какие именно бытовые услуги, классифицируемые согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, распространяется данный налоговый режим.
  8. Федеральный закон от 18.06.2005 № 64-ФЗ «О внесении изменений в статью 346.29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
    Вступает в силу с 01.01.2006, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
    В соответствии с п.6 ст.346.29 Налогового кодекса РФ субъекты Российской Федерации при определении величины базовой доходности, используемой для расчета величины вмененного дохода, могут корректировать (умножать) базовую доходность на корректирующий коэффициент К2. При этом субъекты Российской Федерации были наделены правом определять только значение коэффициента К2, учитывающего совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иные особенности.
    Данными изменениями разъяснен механизм расчета корректирующего коэффициента К2, а регионам предоставлено право непосредственно устанавливать порядок его расчета.
  9. Приказ ФНС России от 19.05.2005 № 19.05.2005 № мм-3-13/202@ «О внесении изменений в формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00)».
    В связи с изданием Приказа Минфина России от 28.03.2005 № 50н, которым утверждены новая форма налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и порядок ее заполнения, в Формате представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде, утвержденном Приказом МНС России от 22.12.2003 № БГ-3-13/705@, часть XVIII. «Состав и структура показателей налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу (версия 3.00001)» заменена на часть XVIII. «Состав и структура показателей налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу (версия 3.00002)».
  10. Приказ ФНС России от 30.03.2005 № САЭ-3-19/127 «Об утверждении порядка организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени».
    Зарегистрирован в Минюсте России 20.05.2005 № 6604.
    Установлен порядок изменения срока уплаты налогов и сборов, а также пени, который может осуществляться в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.
    Дифференцированы перечни документов, представляемых в обязательном порядке в случае обращения налогоплательщика с просьбой об изменении срока уплаты федеральных налогов и сборов, а также пени, и региональных и местных налогов и сборов, а также пени.
    Кроме того, в зависимости от основания обращения налогоплательщика об изменении срока уплаты налогов и сборов указаны документы, представляемые налогоплательщиком и подтверждающие наличие соответствующего основания, указанного в п.2 ст.64 или в п.1 ст.67 Налогового кодекса РФ.
    Также определен порядок взимания процентов за предоставленную отсрочку, рассрочку, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит.
    Особо рассмотрен порядок оформления договора поручительства, представляемого заинтересованным лицом для получения отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов и инвестиционных налоговых кредитов по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени при наличии угрозы банкротства такого лица в случае единовременной выплаты им налога, либо если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога, либо если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг этим лицом носит сезонный характер.
    Приведены формы документов, которыми оформляются те или иные решения налогоплательщика, связанные с изменением срока уплаты налогов и сборов.
  11. Письмо ФНС России от 27.04.2005 № КБ-6-24/351@ «О представлении информации по отдельным видам банковских счетов».
    Разъяснено, что установленная п.2 ст.23 и п.1 ст.86 Налогового кодекса РФ обязанность налогоплательщиков и банков сообщать в налоговый орган информацию об открытии или закрытии банковских счетов распространяется на специальные банковские счета в иностранной валюте «Р1» и «Р2». При нарушении налогоплательщиком или банком установленного Налоговым кодексом РФ порядка представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии указанных банковских счетов налогоплательщик или банк подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной соответственно ст.118 и 132 Налогового кодекса РФ.
  12. Письмо ФНС РФ от 14.02.2005 № ГИ-6-04/122 "О представлении сведений
    о доходах физических лиц за 2004
    год".
    Разъяснено, что до утверждения новой формы № 2-НДФЛ сведения в налоговые органы, а также справки о доходах физических лиц за 2004 г. представляются налоговыми агентами по форме № 2-НДФЛ, утвержденной Приказом МНС РФ от 31.10.2003 № БГ-3-04/583.
  13. Приказ Минфина России от 10.02.2005 № 21н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и Инструкции о порядке ее заполнения".
    Зарегистрирован в Минюсте России 24.02.2005 № 6358.
    Утверждены форма налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и Инструкция о порядке заполнения этой декларации.
    С вступлением в силу данного Приказа не применяется Приказ МНС России от 09.10.2002 № БГ-3-05/550 "Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, и Инструкции по ее заполнению" с внесенными в него изменениями и дополнениями.
  14. Письмо ФНС РФ от 11.02.2005 № ММ-6-01/119 "О приеме налоговых
    деклараций".

    Сообщено, что налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии налоговой декларации при представлении ее по форме, утвержденной в установленном порядке, действующей на дату представления.
    При этом указано, что если после принятия налоговым органом налоговой декларации утверждается новая форма налоговой декларации или в действующую форму вносятся изменения и (или) дополнения, повторного представления налогоплательщиком налоговой декларации по вновь утвержденной форме не требуется.
  15. Письмо Минфина России от 25.02.2005 № 03-03-01-02/65 "О порядке заполнения декларации по налогу на прибыль организаций в связи с Положениями Федеральных законов от 29.07.2004 № 95-ФЗ, от 20.08.2004 № 107-ФЗ, от 29.12.2004 № 204-ФЗ".
    Сообщено, что до утверждения новой формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, а также порядка ее заполнения налогоплательщикам следует представлять в налоговые органы налоговые декларации по этому налогу по форме, утвержденной Приказом МНС России от 11.11.2003 № БГ-3-02/614 "Об утверждении формы декларации по налогу на прибыль организаций" с учетом изменений и дополнений, внесенных в главу 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса РФ Федеральными законами от 29.07.2004 № 95-ФЗ, от 20.08.2004 № 107-ФЗ, от 29.12.2004 № 204-ФЗ.
    Также разъяснены особенности заполнения декларации по налогу на прибыль организаций начиная с отчетных периодов 2005 г. и при получении налогоплательщиками целевых средств; особенности отражения в декларации отдельных операций с ценными бумагами и доходов от долевого участия; особенности заполнения декларации негосударственными пенсионными фондами.
  16. Письмо МНС России от 15.11.2004 № 04-4-09/1234 "О государственной пошлине".
    Во изменение письма МНС России от 23.09.2004 № 04-4-09/1211 "О государственной пошлине" разъяснено, что факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины в наличной форме подтверждается квитанцией установленной формы. Документом, подтверждающим обстоятельства возврата государственной пошлины при поступлении заявления или жалобы в арбитражный суд, является судебный акт арбитражного суда (решение, постановление, определение). Наличие справки суда об обстоятельствах, являющихся основанием для возврата государственной пошлины из бюджета, не требуется. Кроме того, к заявлению о полном возврате государственной пошлины из бюджета прилагается платежное получение или квитанция с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины. В случае возврата части уплаченной пошлины к заявлению о возврате прилагается копия названных платежных документов.
  17. Постановление Правительства РФ от 12.12.2004 № 766 "О внесении изменений в Правила осуществления государственного контроля за качеством сортировки и оценки драгоценных камней, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. № 371".
    Внесение изменений в Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 05.04.1999 № 371, обусловлено необходимостью усиления государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации драгоценных камней, обеспечения противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, а также реализации международной схемы сертификации необработанных природных алмазов. В связи с этим предусмотрено, что Минфин России определяет порядок учета сделок, совершаемых субъектами рынка драгоценных камней с необработанными природными драгоценными камнями; совершение сделок с несортированными необработанными природными драгоценными камнями не допускается. При этом установлен порядок сортировки, первичной классификации и первичной оценки указанных драгоценных камней.
  18. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год (утверждены ЦБ РФ).
    Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год подготовлены в соответствии со ст. 45 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и включают следующие разделы:
    - принципы денежно-кредитной политики;
    - особенности развития экономики России и денежно-кредитной политики в 2005 г.;
    - сценарии макроэкономического развития в 2006 г.;
    - цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2006 г.
    В приложении приводятся Перечень мероприятий Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2006 г., а также План важнейших мероприятий Банка России на 2006 г. по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.
  19. Постановление Правительства РФ от 30.11.2005 № 706 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита".
    Утверждены новые Правила проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита организации, доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которой составляет не менее 25%.
    В Правилах определены общие условия проведения конкурса, порядок предварительного отбора участников - аудиторских организаций, порядок извещения о проведении конкурса и подачи заявки на участие в конкурсе, условия проведения конкурса, а также порядок определения победителя конкурса.
    В частности, установлено, что конкурс проводится не реже одного раза в 3 года и является открытым.
    Доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации в уставном (складочном) капитале организации определяется по состоянию на 31 декабря того года, за который проводится обязательный аудит.
    В соответствии с новыми Правилами организатор конкурса публикует извещение о проведении предварительного отбора в информационно-аналитическом бюллетене "Конкурсные торги" и, как минимум, в одном периодическом печатном издании, зарегистрированном территориальным органом Росохранкультуры по месту нахождения организатора конкурса.
    Изменены и некоторые иные условия организации и проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита организации, доля государственной собственности или собственности субьекта. Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которой составляет не менее 25%.
    В приложении к Правилам приведен Перечень сведений об организации, подлежащей обязательному аудиту.
    Признано утратившим силу постановление Правительства РФ от 12.06.2002 № 409, ранее регулировавшее вопросы проведения обязательного аудита.
  20. Постановление Правительства РФ от 05.12.2005 3 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
    К специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются квалификационные требования:
    - наличие высшего профессионального образования по специальности "Экономика и управление" либо по специальности "Юриспруденция", а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
    - прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
    Минфином России по согласованию с ФСФР России могут устанавливаться дополнительные квалификационные требования.
    Признана утратившей силу норма Рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 17.07.2002 № 983-р, касающаяся полномочий КФМ РФ по определению квалификационных требований к подготовке и обучению кадров указанных организаций.
  21. Приказ ФНС России от 08.11.2005 № САЭ-3-13/570 @ "О внесении дополнений в формат представлении налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00)".
    Формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00), утвержденный приказом МНС России от 22.12.2003 № БГ- 3-13/705@, дополнен частью LXXV. "Состав и структура показателей налоговой декларации по земельному налогу (версия 3.00000)".
    В ней, в частности, определены структура формата налоговой декларации по земельному налогу, состав сведений, подлежащих включению в служебную и в информационную части сообщения, а также требования по формированию значений конкретных реквизитов.