Концепция и система безопасности банка

Гамза В.А., Ткачук И.Б.

Концепция и система безопасности банка. М.: Изд-ль Шумилова И.И., 2003. — 109 с. (Серия «Бизнес, безопасность и право»).

1

Концепция разработана на основе российского законодательства, ведомственных и локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность органов государственной власти, Центрального банка РФ, а также акционерных коммерческих банков в области обеспечения банковской безопасности. Концепция состоит из пяти разделов, представляющих единое описание угроз банковской деятельности, законодательных и иных нормативных основ создания и функционирования системы защиты банковской безопасности, совокупности практических мер по предупреждению указанных угроз и устранению вредных последствий в случае их реализации.

Может быть использована в качестве методологической основы при разработке комплекса нормативных правовых актов, организационных и методических документов. Представляет интерес для практических работников банковской сферы, правоохранительных органов и частных служб безопасности по выявлению, предупреждению и расследованию преступлений, посягающих на интересы банка.

Для преподавателей, научных работников и студентов высших образовательных учреждений при рассмотрении проблем, связанных с расследованием преступлений в банковской сфере.

Содержание

Предисловие

Введение

Раздел 1. Основы формирования и функционирования системы безопасности банка

1.1. Понятия и определения о системе банковской безопасности

Раздел 2. Система правового обеспечения банковской безопасности

2.1. Общая характеристика законодательства о банковской безопасности

Раздел 3. Концептуальное проектирование системы безопасности банка

Раздел 4. Рабочее проектирование системы безопасности банка

Раздел 5. Управление деятельностью службы безопасности банка

Нормативные источники и литература

Предисловие

Укрепление устойчивости финансовой и банковской систем современной России по-прежнему остается важным направлением обеспечения экономической и национальной безопасности нашей страны. Проблема повышения уровня защищенности банков от противоправных посягательств присуща большинству стран мира, включая государства, имеющие вековые традиции успешного ведения кредитно-финансовой (банковской) деятельности. Особенность положения России заключается в сравнительно недавнем восстановлении института коммерческих банков. В силу исторических причин в стране была утрачена значительная часть опыта обеспечения банковской безопасности досоветского периода. Определенные затруднения отмечаются в становлении современной науки о банковской безопасности, в том числе об особенностях организации и функционирования системы защиты банка, обеспечения безопасности новых направлений банковской деятельности и новых банковских технологий.

Благодаря скоординированным усилиям законодателей, Правительств РФ и Банка России ряд компонентов правового нормативного регулирования банковской деятельности приближен к международным требованием. Однако деятельность по системному законодательному и методическому обеспечению банковской безопасности еще далека от завершения и нуждается в дальнейшей доработке.

Ведущим субъектом обеспечения защиты коммерческих банков от противоправных посягательств является государство. Это обусловлено его конституционными обязательствами, гарантирующими защиту всех форм собственности (см. ст. 8, 35 и 114 Конституции РФ). По этой причине может показаться, что именно государство должно выступать главным заказчиком исследований в области безопасности банковской деятельности. В действительности это не так. Своеобразие ситуации заключается в том, что государство взяло на себя в основном функции уголовно-правового и административного пресечения противоправных посягательств в банковской сфере. Основную работу по организации системы выявления и предупреждения криминальных посягательств такого рода законодатель возложил преимущественно на сами банки.

Требования о принятии банками мер защиты их имущества и инфраструктуры содержатся в ряде федеральных законов и нормативных актов России. Именно банк должен обеспечивать своими силами и средствами безопасность банковских операций, охрану имущества, защиту информации (банковской, коммерческой тайны, иных сведений конфиденциального характера, компьютерной информации) и информационной инфраструктуры, защиту системы кадрового обеспечения, личную безопасность руководства и персонала банка. Понятно, что организация столь обширной и разноплановой работы требует соответствующего научного и методического обеспечения. По этой причине банковское сообщество России заинтересовано в теоретических разработках и практических рекомендациях банковской безопасности гораздо больше, чем правоохранительные органы государства.

В последние годы отечественные ученые провели немало исследований, касающихся преступлений против коммерческих банков. Однако большинство выполненных работ по-прежнему адресовано правоохранительным органам и не затрагивает вопросов участия в борьбе с преступлениями самих банков и создания ими систем безопасности.

Сложившаяся ситуация отражает противоречие между реальным состоянием дел и объективными потребностями практики. Обширная сфера фактической деятельности банков по обеспечению защиты своего имущества и инфраструктуры от криминальных посягательств не имеет достаточно полного научного и методического отражения. Особенно заметна потребность в практических рекомендациях по построению системы безопасности банков, включая основы ее формирования, правового обеспечения, концептуального и рабочего проектирования, а также управления службой безопасности

Удовлетворить эти потребности призвана работа «Концепция и система безопасности банка», подготовленная В.А. Гамзой и И.Б. Ткачуком. Концепция имеет основательный научный фундамент в виде ряда предшествующих работ названных авторов по вопросам банковской безопасности, в числе которых учебно-практическое пособие «Безопасность коммерческого банка» (2000) и монография «Безопасность коммерческого банка: организационно-правовые и криминалистические проблемы» (2002). Концепция отличается тщательным учетом насущных потребностей практики, а содержащиеся в ней рекомендации проверены в ряде коммерческих банков.

При разработке концепции авторы учли опыт создателей Концепции безопасности коммерческого банка, подготовленной группой ученых и специалистов по заказу Ассоциации российских банков в 1995 г. Этот документ для своего времени, несомненно, был новационным прорывом в деле системного осмысления проблем безопасности банка. Однако с позиций сегодняшнего дня потребовалось его совершенствование по ряду направлений принципиального характера.

Несомненными достоинствами предлагаемой вниманию читателей концепции являются: а) более четкое представление о содержании и структуре безопасности банка; б) подробная разработка целей обеспечения безопасности в банковской сфере и вытекающих из них практических задач; в) конкретное определение банковских угроз и их источников; г) подробная разработка системы мер противодействия угрозам различных направлений, видов и уровней; д) тщательное обоснование мер противодействия банковским угрозам с позиций права; е) подробное описание процесса организации и управления деятельностью службы безопасности банка.

Анализ проблем организации защиты банка и разработка соответствующих рекомендаций выполнены на основе федеральных конституционных и федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, ведомственных и локальных нормативных актов. Для разработки методических рекомендаций широко использованы результаты современных криминалистических исследований.

Концепция может быть использована в качестве методологической основы при разработке комплекса нормативных правовых актов, организационных и методических документов, регламентирующих деятельность в области обеспечения банковской безопасности органов государственной власти России. Центрального банка РФ, а также акционерных коммерческих банков. Кроме того, она представляет интерес для практических работников банковской сферы, занятых созданием или совершенствованием системы обеспечения безопасности банка от противоправных посягательств.

Следует отметить, что практическая направленность концепции не снижает теоретических достоинств работы, позволяющих использовать ее как базовую модель для более углубленного изучения проблем банковской безопасности.

В.А. Тарачев

заместитель председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам, доктор экономических наук, профессор