Банк как субьект борьбы с легализацией преступных доходов

Гамза В.А.,
Председатель Совета директоров ОАО "Агрохимбанк",
член Экспертного совета по банковскому законодательству
Государственной Думы РФ, кандидат экономических наук

Ткачук И.Б.,
кандидат юридических наук

Ратификация Россией Конвенции об отмывании, выявлении и конфискации доходов от преступной деятельности в мае 2001г. и вхождение страны в систему международного сотрудничества в борьбе против опасных форм экономической преступности потребовали применения на национальном уровне специальных законодательных мер, расширения полномочий правоохранительных органов, а также включения в указанную борьбу новых субъектов.

Законодательной основой указанных мер явился Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", направленный на совершенствование правового механизма борьбы с экономической основой преступности. Он расширил число организаций, обязанных участвовать в реализации мер противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов. В частности, речь идет о коммерческих банках и других организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом по поручению своих клиентов, а также о Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России), образованном Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. N 1263.(*)

(*) Далее в соответствии с целями статьи борьба с отмыванием преступных доходов рассматривается с позиций коммерческого банка.

В соответствии с названным выше законом коммерческий банк приобрел статус субъекта выявления и предупреждения преступлений, не связанных непосредственно с посягательствами на его безопасность; его наделили не только специфическими правами, обязанностями и компетенцией в сфере выявления и предупреждения конкретного вида преступлений, но и обязанностью принимать постоянное участие в правоохранительной деятельности. Сложилась уникальная ситуация, состоящая, в первую очередь, в том, что банк, не являясь государственной организацией, тем не менее должен участвовать в реализации мер, которые выходят за пределы целей собственно банковской деятельности.

В частности, банк обязан:

Указанные меры представляют собой специальные приемы расследования, облегчающие выявление и розыск преступных доходов, а также сбор соответствующих доказательств (п.2 ст.4 названной выше Конвенции). То есть речь идет об обязанности банка осуществлять информационно-познавательную деятельность, направленную на выявление признаков возможной преступной деятельности, документально фиксировать указанную информацию и направлять ее в уполномоченный орган исполнительной власти (КФМ России) для принятия решения о передаче материалов правоохранительным органам. Собранные банком документы могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Кроме того, банку предписывается накапливать, систематизировать, идентифицировать сведения об указанных в законе операциях и лицах, хранить собранную информацию в условиях конфиденциальности и выдавать ее по запросам уполномоченных органов (то есть, фактически создать и обеспечить функционирование специализированной системы криминалистической регистрации).

Таким образом, на банк впервые в законодательном порядке возложены функции субъекта правоохранительной деятельности - перед ним поставлены задачи выявления, хранения и передачи информации в целях борьбы с преступлениями определенного вида.

Второй важной особенностью является возложение на банк обязанностей подготовить и осуществить меры, обеспечивающие выполнение указанных выше задач. С этой целью ему предписано разработать соответствующие программы выявления и фиксации признаков возможных преступных действий, обучить специально уполномоченных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил, и организовать их деятельность в рамках службы внутреннего контроля банка.

Наибольшую трудность для банка по понятным причинам представляет собой несвойственная его основным целям обязанность разработать правила внутреннего контроля, которые должны включать в себя, в частности, "критерии выявления" и "признаки" сделок, характерных для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем (ст.7 ФЗ). Обнаружение банком указанных "критериев", "признаков" и "иных обстоятельств, дающих основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем", должно являться, согласно закону, основанием для документальной фиксации и направления в уполномоченный орган информации о совершаемых сделках.

Поскольку речь идет о выявлении признаков преступления, вполне очевидным, что основой для разработки правил внутреннего контроля банка, направленных на обнаружение признаков преступной деятельности, должна служить частная криминалистическая методика (еще не разработанная) выявления, предупреждения и расследования преступлений, предусмотренных ст. 174 УК (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем). Эта методика необходима из-за наличия общих задач как для подразделений внутреннего контроля банка, так и правоохранительных органов.

Правила внутреннего контроля должны содержать научно обоснованную систему рекомендаций криминалистического характера по наиболее рациональному и эффективному выполнению работниками банка возложенных на них новых задач. Для разработки рекомендаций банку желательно располагать данными криминалистической методики, которые относятся к способу совершения и сокрытия преступления, к оценке возможных признаков незаконной легализации преступных доходов, к приемам противодействия выявлению "отмывания" незаконно полученных средств.

Формирование комплекса криминалистических рекомендаций в интересах банка предполагает:

В качестве основных источников для разработки комплекса криминалистических рекомендаций следует использовать нормы действующего законодательства, обобщенный опыт следственной и оперативно-розыскной работы и положения криминалистики. Источниками права при разработке методики и рекомендаций по борьбе с легализацией преступных доходов, наряду с нормами Уголовного кодекса (ст. 174), Федеральных законов "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" и "О банках и банковской деятельности" и Указа Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. N 1263, являются: "Рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (Приложение к Указанию Банка России N 137-Т от 28.11.2001 г.); Положение "О порядке осуществления Банком России контроля за исполнением кредитными организациями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" от 28.11.2001г. N 160-П; Положение "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" от 28.11.2001г. N 161-П.

Элементы криминалистической характеристики легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем
Эти элементы следует учитывать при разработке правил внутреннего контроля.

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, означает придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Этим понятием охватываются действия физических и юридических лиц, совершающих финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом других субъектов, которое последние приобрели заведомо преступным путем. Цель указанных действий - придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом (ст. 174 УК).

Кроме того, в широком смысле понятие легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, охватывает действия тех лиц, которые приобрели денежные средства или иное имущество непосредственно в результате совершения преступлений и совершают с ними финансовые операции и другие сделки, либо используют указанные средства или иное имущество для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности (ст.174-1 УК). Действия уполномоченных лиц коммерческих банков, направленные на легализацию преступных доходов под видом банковских операций, влекут за собой уголовную ответственность по ст. 174 УК.

Лица, совершающие указанные преступления, делятся на две основные группы. Первая группа - это субъекты, не являющиеся работниками банка (и иных организаций, совершающих финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом). К ним относятся, например, учредители и сотрудники фиктивных организаций (юридических лиц), специально созданных для маскировки доходов преступного происхождения. От имени таких организаций затем совершаются банковские и иные операции с преступными доходами ("грязными" деньгами). Процесс "отмывания" можно условно разделить на три стадии: 1) ввод "грязных" денег в легальную финансовую сферу; 2) сокрытие следов ввода "грязных" денег и путей их распространения; 3) возвращение "отмытых" денег к их владельцам на якобы правомерном основании - под видом займов в зарубежных банках и компаниях, оплаты товаров и услуг по завышенной стоимости и т.д.

Вторая группа - работники банка и иных организаций, совершающие финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом своих клиентов. Обе группы объединяет участие в незаконном отмывании "грязных" денег, приобретенных другими лицами заведомо преступным путем.

Способы совершения преступлений данного рода весьма разнообразны. Для лиц первой группы характерны:
а) создание лжехозяйственных организаций, от имени которых совершаются операции с денежными средствами, в целях замаскировки истинного происхождения преступных доходов;
б) подготовка ложных сведений о деятельности названных выше организаций с целью создания видимости положительной деловой репутации, успешной производственной деятельности "фирмы", наличия в ее распоряжении значительного объема оборотного капитала и прибыли; подготовка подложных документов, содержащих указанные выше сведения, для представления уполномоченным лицам при совершении банковских операций (указанные действия могут совершаться как от имени лжефирмы, так и реально существующих коммерческих организаций);
в) подготовка лжесделок (банковских операций), служащих средством незаконной легализации "грязных" денег;
г) вовлечение работников банка (либо иных организаций) в противоправную деятельность по легализации доходов, полученных преступным путем;
д) непосредственное участие (в качестве стороны сделки) в совершении банковских операций, служащих инструментом отмывания "грязных" денег.

Лица второй группы выступают, как правило, в качестве соучастников преступления, действия которых направлены на:
а) сокрытие факта незаконной легализации "грязных" денег путем "увода" операции (сделки) от обязательных процедур внутреннего контроля посредством маскировки ее содержания в целом либо отдельных ее деталей;
б) сокрытие причастности конкретных лиц к совершению преступления путем неполной или заведомо ложной идентификации участников операции (сделки), направленной на отмывание "грязных" денег;
в) уклонение от документальной фиксации и представления в уполномоченный орган сведений об операциях (сделках), направленных на незаконную легализацию преступных доходов, и причастных к ним лицах.

Специфической особенностью криминалистической характеристики незаконной легализации "грязных" денег является предписанное законом дополнительное разграничение способов совершения преступления и сопутствующих им признаков на две самостоятельные группы.

Первая группа охватывается законодательно определенным перечнем банковских операций, использующихся для совершения этого преступления, и характерных признаков легализации преступных доходов (ст.6 вышеназванного Закона). Эти операции подлежат процедурам обязательного контроля и проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вторая группа не имеет законодательного описания банковских операций, использующихся для совершения этого вида преступлений. Она формируется с учетом признаков отмывания "грязных" денег, выявленных и обобщенных соответствующими службами банка на основе опыта, полученного в процессе осуществления программ внутреннего контроля. Основными направлениями выявления признаков незаконной легализации преступных доходов являются:
а) изучение подозрительных банковских операций (независимо от того, относятся ли они к категории сделок, перечисленных в первой группе);
б) изучение сведений о клиентах.

Поводом для проведения в отношении них процедур обязательного контроля - обоснованные подозрения работников банка в том, что сделки осуществляются в целях отмывания "грязных" денег.

Информационные основания для подозрений, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, дают:

Признаками, дающими основания подозревать клиента - юридическое лицо в причастности к незаконной легализации преступных доходов, могут служить два вида обстоятельств.
1) Обстоятельства, вызывающие сомнение в правоспособности и дееспособности фирмы, ее деловой репутации. Как правило, их наличие свидетельствуют о ненадежности клиента и фиктивном характере его деятельности.

К числу указанных обстоятельств следует отнести сообщение клиентом ложных сведений:

2) Обстоятельства, относящиеся к финансово - хозяйственной деятельности фирмы, могут содержать признаки, указывающие на возможность незаконной легализации преступных доходов, механизм совершения преступления и источник получения "грязных" денег, которые преступник намеревается легализовать.

Так, возрастание дебиторской задолженности по валютным статьям баланса с истекшими сроками погашения может свидетельствовать о том, что клиент размещает за рубежом денежные или материальные активы, которые целенаправленно выводятся из России под видом совершения коммерческих операций. Увеличение кредиторской задолженности перед бюджетом по налоговым и другим обязательным платежам, а также перед банками по выданным ссудам нередко сопутствует накоплению денежных средств с целью последующего хищения и легализации.(*)

(*) См. подробнее об этом: Максимов А.А. Бандиты в белых воротничках: как разворовывали Россию. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.

Признаком легализации может служить значительное, не соответствующее размерам оборота легального бизнеса клиента, превышение средних показателей остатков в кассе над остатками средств на расчетных и текущих счетах.

О том, что клиент скрывает от контрольных органов количество действующих счетов, утаивает размер и порядок использования прибыли, изменение величины уставного фонда и собственного капитала, объема основных, оборотных средств и обязательств, а также виды деятельности, занимающие наибольший удельный вес в хозяйственном обороте, и их соответствие уставу может свидетельствовать несоответствие данных об остатках денежных средств на счетах, содержащихся в балансе клиента и банковских выписках.

Возможным признаком незаконной легализации преступных доходов является большой удельный вес расчетов в наличной форме в общей структуре расчетов клиента при отсутствии ежедневной инкассации; неожиданное (неоправданное) погашение клиентом сомнительных или просроченных долгов; просьбы предоставить кредит под обеспечение активами, источник которых неясен или размер которых не соответствует имущественному положению клиента.

О возможной причастности клиента к противоправной деятельности, в том числе к незаконной легализации преступных доходов, может свидетельствовать системное нарушение нормативных требований по ведению документации и отчетности и ненадлежащее состояние баланса, зафиксированные в материалах аудиторских проверок.

Обстоятельства, относящиеся к личности клиента - физического лица, как правило, состоят в попытках лица скрыть его причастность к отмыванию "грязных" денег, а также утаить сведения о фактах, отрицательно характеризующих его собственную деловую репутацию. К числу названных обстоятельств следует отнести сообщение клиентом ложных сведений (в том числе путем предъявления поддельных документов):

Выявление операций, содержащих признаки незаконной легализации преступных доходов; проверочные действия и фиксация сведений.

Признаки отмывания "грязных" денег могут быть достаточно очевидными, но не выделяться на общем фоне правомерной деятельности. Каждый из них по отдельности может быть истолкован как частная особенность той или иной правомерной операции и нуждается в дополнительной проверке путем сопоставления с другой информацией. Вероятность того, что сделка носит криминальный характер, повышается в случаях, когда число связанных с ними признаков возможного преступления увеличивается, а сами признаки образуют набор специфических комбинаций. Часть таких комбинаций описана в ст.6 Закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Вместе с тем, выявление указанных сочетаний признаков (ситуаций, подлежащих дальнейшей проверке и фиксации) вызывает определенные трудности из-за особенностей человеческого восприятия и других субъективных факторов.

Исходя из специфики банковской деятельности, ситуации, подлежащие обязательному контролю, возникают в различных подразделениях банка. Каждая из них связана со своим конкретным набором признаков. Это создает дополнительные организационные затруднения, поскольку в выявлении и фиксации подозрительных сделок должно участвовать значительное число работников банка, не имеющих для этого достаточной подготовки и навыков. Немалые трудности представляет собой обобщение, оценка и систематизация собранных сведений о сделках после их поступления к лицу, которому поручена эта работа.

Для эффективного функционирования система выявления и фиксации операций, предусмотренных законом, нуждается в разработке алгоритма, позволяющего отбирать и перерабатывать большие массивы разноплановой информации. В основу разработки такого алгоритма может быть положено описание системы посредством определенного числа ситуаций, подлежащих контролю (ситуаций контроля).

Первым условием в данном случае является формализация признаков, изложенных в ст.6 рассматриваемого Закона, по определенной системе, адаптированной к проблемам банка. Преимущества формального подхода заключаются в том, что формализация способствует:
а) более легкому восприятию содержания ст.6 Закона, в которой признаки преступления описаны в комбинациях, не учитывающих технологические особенности банковской деятельности;
б) эффективному обобщению и оценке ряда разноплановых обстоятельств, имеющих отношение к выявлению ситуаций, подлежащих процедурам обязательного контроля;
в) повышению полноты и качества собранных массивов сведений.

Разработка алгоритма предполагает последовательное решение следующих задач:

Использование алгоритма способствует также рациональному распределению обязанностей и экономии усилий работников банка и уполномоченного органа при осуществлении мер, предписанных Законом; повышает согласованность действий структурных подразделений и лиц, участвующих в реализации мер; способствует повышению эффективности учета и контроля; служит основой для дальнейшего внедрения приемов и средств для повышения эффективности указанной деятельности.

Опыт показывает, что полноценное описание вероятных способов совершения преступления и сопутствующих им признаков может быть представлено набором из 23-х ситуаций, которые в свою очередь складываются из 70-ти структурных элементов, имеющих самостоятельное значение.

Набор ситуаций следует разрабатывать для всех видов перечисленных в законе операций банка. Выделение ситуаций по виду производственной деятельности позволяет решить ряд проблем при распределении работы между конкретными структурными подразделениями банка. Каждое из этих подразделений должно быть снабжено набором признаков легализации преступных доходов по тем операциям, которые в них проводятся.

В целях упрощения процесса контроля за банковскими операциями ситуации могут быть описаны на отдельных карточках (электронных файлах). В каждой из них желательно указать наименование структурного подразделения банка, на которое возлагается обязанность выявления и фиксации отмеченных в карточке признаков преступления. Это облегчит организационную сторону работы и персонифицирует обязанности работников банка. Кроме того, было бы полезным помещать в карточке число обязательных признаков ситуации, при полном совпадении с которыми операция подлежит документированию. Точное указание на количество признаков поможет оператору лучше ориентироваться в реальной ситуации.

Дальнейшее совершенствование системы выявления признаков отмывания "грязных" денег связано с разработкой компьютерных программ. Их создание должно быть основано на использовании ситуационного подхода к данной проблеме.

Источником информации для выявления признаков незаконной легализации преступных доходов в процессе осуществления банком мер внутреннего контроля служат, главным образом, документы:
а) относящиеся к предполагаемой сделке (договоры, счета, чеки, поручения и т.д.);
б) характеризующие правоспособность, дееспособность, финансово-хозяйственную деятельность и деловую репутацию клиента (учредительный договор, сообщение о государственной регистрации, паспорт хозяйствующего субъекта, баланс, банковские выписки, справки налоговых органов, заключения аудиторов и т.д.);
в) относящиеся к личности клиента (документы, удостоверяющие личность, доверенности, приказы, удостоверения и справки различных органов).

Другими источниками информации о признаках возможного отмывания "грязных" денег могут служить:

Типовые задачи, вытекающие из ситуаций обязательного контроля, разрабатываются на основе криминалистической характеристики незаконной легализации "грязных" денег. Они представляют собой формализованное описание предписанных законом и выработанных практикой вариантов действий, которые предстоит выполнить работникам банка и уполномоченного органа. Цель действий - максимально полно выявить и зафиксировать сведения, могущие служить поводом для проведения предварительной проверки и расследования по фактам преступлений указанного вида.

В целом указанные сведения описывают две взаимодополняющие группы действий. Первая из них включает в себя действия по выявлению, проверке и фиксации подозрительных банковских операций. В этом случае работник структурного подразделения банка должен документально зафиксировать сведения, характеризующие вид и содержание операции, основания и дату совершения, сумму, на которую она совершена, а также иные обстоятельства, свидетельствующие о возможной легализации преступных доходов. Вторая группа - это действия по установлению и проверке лиц, подозрительных на причастность к совершению названных операций. Идентификация этих лиц предполагает выяснение и фиксацию данных паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, адреса места жительства или места пребывания, идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии).

Условия собирания, хранения и передачи банком информации о незаконной легализации преступных доходов.

Специфическим условием данной деятельности является предписанная банку обязанность соблюдать конфиденциальный характер самой деятельности и собранной в результате ее информации (см. ст.7 Закона). Выполнение этой обязанности связано с необходимостью установления режима защиты указанных сведений от свободного доступа посторонних лиц. Такой режим обеспечивается путем применения мер правового и организационного характера. Правовое основание защиты информации - включение в перечень сведений, составляющих банковскую тайну (разновидность коммерческой тайны).(*)

(*) Информация, составляющая банковскую (и коммерческую) тайну, охватывается также понятием сведений конфиденциального характера. См.: Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 (Собрание законодательства РФ, 1997, N10, ст.1127).

Выполняя предписание об отнесении указанных сведений к банковской тайне, банк обязан применить ряд установленных законодательством средств и методов их защиты и выполнить в этих целях определенные мероприятия по охране конфиденциальности информации.

Во-первых, информация, составляющая банковскую тайну, должна быть зафиксирована на материальном носителе (бумаге, магнитном носителе или других материальных объектах) и снабжена реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Во-вторых, зафиксировав право собственности на документ, обладатель банковской тайны обязан установить специальный порядок обращения с ним (включить его в систему охранительных отношений).

Факт внесения документа в эту систему отражается в грифе конфиденциальности ("банковская тайна - конфиденциально"), который наносится на каждый экземпляр носителя информации. Установленный таким образом гриф является официальным охранительным знаком - предупреждением о закрытии свободного доступа к документу. Дальнейшее обращение с документами, включенными в охранительную систему, осуществляется в особом правовом режиме. Лица, допускаемые к конфиденциальным документам и содержащейся в них информации, должны дать соответствующие письменные обязательства в отношении их защиты. Устанавливаются особые условия передачи права собственности на документ, условия снятия ограничений на доступ к содержащимся в нем сведениям.

Наряду с грифом конфиденциальности защищаемый документ должен содержать наименование банка, регистрационный номер и иные знаки, позволяющие идентифицировать законного обладателя сведений, принявшего меры по охране их конфиденциальности.

Применение этих мер призвано предотвратить возможное заявление нарушителя режима конфиденциальности в ходе следствия, судебного (либо иного) разбирательства об использовании информации (копирования, передачи и др.) по неосведомленности и о непреднамеренном характере своих действий. Охранительная система должна не только ограничить круг лиц, имеющих доступ к документам, содержащим конфиденциальные сведения, и сделать их недоступными для посторонних, но и обеспечить оптимальный режим пользования ими для тех, кому они доверены.

Субъектов правоотношений, использующих информацию в соответствии с установленными правами и правилами, принято объединять понятием: лица, имеющие санкционированный доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну. Лица, не имеющие доступа к банковской тайне, относятся к категории посторонних.

Конфиденциальные сведения о ходе и результатах деятельности в сфере борьбы с легализацией преступных доходов, направляемые банком в КФМ России, приобретают в этом уполномоченном органе статус "служебной тайны". Использование указанных сведений в КФМ России регламентировано "Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти", утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.11.94 N1233, и "Положением о Комитете РФ по финансовому мониторингу" (Постановление Правительства РФ от 02.04.02 N 211).

Важным звеном системы защиты информации является организация конфиденциального делопроизводства - особого порядка обращения со сведениями и документами, в которых она содержится. Защищенность информации при работе с нею обеспечивается соблюдением требований инструкции об организации конфиденциального делопроизводства, которая разрабатывается в банке в развитие соответствующего раздела положения о защите банковской тайны.

Принципиальное требование правил конфиденциального делопроизводства -установление персональной ответственности лиц за сохранность доверенных им документов и сведений. В этой связи лицо, допущенное к сведениям, составляющим коммерческую тайну, должно принять на себя ряд определенных обязательств и ограничений, связанных с будущей деятельностью. К ним относятся: обязательство нести персональную ответственность за сохранность доверенных конфиденциальных сведений, твердо и неукоснительно выполнять правила конфиденциального делопроизводства, обеспечивать надежное хранение конфиденциальных документов, незамедлительно сообщать уполномоченным лицам об утрате конфиденциальных документов, ключей от их хранилищ, личных печатей, а также о признаках утечки конфиденциальных сведений и давать устные и письменные пояснения по фактам нарушения правил обращения с конфиденциальными документами.

В число ограничений входят запреты на определенные действия, могущие повлечь утрату документов или разглашение конфиденциальных сведений (передачу содержания конфиденциальных сведений посторонним, вынос документов из рабочего помещения без производственной необходимости и оставление их в неохраняемых местах, уничтожение документов с нарушением установленного порядка и пр.).

Хотя перечень указанных обязательств и ограничений (запретов), как правило, содержится в инструкции по организации конфиденциального делопроизводства, и работники знакомятся с ними под расписку, факт принятия этих условий конкретным лицом оформляется в виде договора, предусмотренного гражданским законодательством либо законодательством о труде. Сотрудник организации, не принявший указанных обязательств, правовой ответственности за нарушение порядка обращения с конфиденциальными материалами не несет.

Ответственность за нарушения законодательства о банковской тайне

Основными видами нарушений законодательства о банковской тайне, влекущими правовые последствия, являются незаконное получение, разглашение или использование составляющих ее сведений.

Уголовно-правовая ответственность за преступные посягательства на коммерческую тайну установлена ст. 183 УК РФ (Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну). Ответственность за неправомерное обращение со сведениями, составляющими коммерческую, налоговую и банковскую тайну установлена также нормами гражданского, трудового и административного законодательства.

В завершение обращаем внимание участников борьбы с легализацией преступных доходов на следующие обстоятельства. Закон о противодействии отмыванию "грязных" денег направлен на "силовое" регулирование весьма специфической сферы со сложными механизмами и уже сложившимися традициями. Поскольку опыт такой правоохранительной деятельности в России практически отсутствует, у лиц, попадающих в сферу обязательного контроля, возникают опасения стать жертвой правовой ошибки, технологической недоработки, а то и вовсе злоупотребления.

Суть опасений, в первую очередь, связана с особенностями создания и ведения предусмотренных законодательством как федеральных, так и внутрибанковских баз данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Дело в том, что сведения, введенные в указанные информационные системы, не получают при этом строгой правовой оценки, их отнесение к фактам преступной деятельности не удостоверена уголовно-процессуальным решением. В то же время не исключено, что содержащаяся в системе информация может быть использована в качестве основания для принятия решений, существенно ограничивающих законные права и интересы субъектов.

При этом нельзя упускать из виду, что часть поступающих в эти системы сведений изначально носит оценочный характер и включается в информацию на основании субъективного мнения работника о "подозрительном характере" тех или иных операций. Это открывает возможность злоупотреблений различного рода, таких например, как умышленное необоснованное внесение в систему информации, ставящей под подозрение тех или иных лиц и организаций. Причем умышленная дезинформация может быть внесена субъектом любого уровня, начиная с рядового работника банка. Выявление подобного рода злоупотреблений весьма затруднительно.

Поскольку база данных формируется и ведется негласно, это лишает взятое на учет лицо возможности оспорить в судебном порядке, содержащуюся в системе информацию, в том числе внесенную туда без фактических оснований (оценки субъективного характера или злоупотребления). Эти и иные подобные обстоятельства требуют от органов государственной власти и субъектов борьбы с отмыванием "грязных" денег разработки специальных мер нормативного и организационного порядка, направленных на предупреждение подобных ошибок и злоупотреблений.

Следующая
Вернуться к списку