Банк как интегратор финансовых и консалтинговых услуг по развитию бизнеса

В.А.Гамза
Председатель Совета директоров ОАО «Агрохимбанк»,
Президент Ассоциации «Группа Форвард»

Сегодня в России издано достаточно много высокопрофессиональных работ (в том числе переводных классических произведений западной экономической литературы) по банковскому делу, финансам, менеджменту, маркетингу и иным проблемам организации и управления бизнесом. Однако большинство этих книг, во-первых, написано учеными и преподавателями с использованием сложного научного аппарата (часто - математического), во-вторых, дает описание бизнес-процессов в развитых странах (прежде всего, США), в третьих, предлагает рекомендации без учета российской специфики (развитие предпринимательства в условиях глобальных структурных преобразований и финансовой нестабильности).

Возьмите, к примеру, известную книгу У.Шарпа и других «Инвестиции» (объем - более тысячи страниц) и попробуйте ее сначала прочитать, потом понять, а затем применить в своем бизнесе. Уверен - не все получится.

Если говорить о банковском деле, то здесь ситуация еще сложнее. Все учебники, монографии и пособия по банковскому делу написаны, прежде всего для самих банковских работников. Конечно, сегодня среди российских предпринимателей достаточно много хорошо, современно образованных людей, способных «переварить» это специфическое банковское дело и с той или иной степенью полезности использовать полученные знания в собственном бизнесе. Однако, это неэффективный подход.

Для получения необходимого комплексного представления о системе банковских продуктов, финансовых инструментов и консалтинговых услуг, которые могут быть эффективно использованы коммерческими организациями в целях развития бизнеса, необходимо специальное рассмотрение всех этих вопросов не с позиции производителя этих товаров и услуг, а с позиции их потребителя - предпринимателя.

Составной частью интегрированного пакета услуг Агрохимбанка является «Супермаркет услуг». Основная идея «Супермаркета услуг» заключается в объединении в рамках единого проекта различных поставщиков основных корпоративных услуг в области финансов и консалтинга. Такое объединение позволяет отечественным компаниям минимизировать временные и финансовые затраты на поиск и приспособление инструментов развития бизнеса - достаточно стать клиентом одного из названных участников проекта, чтобы иметь прямой доступ ко всему комплексу услуг.

Одной из главных функциональных особенностей «Супермаркета» является эффективное сочетание как широкого, всеобъемлющего набора универсальных, стандартных финансовых и консалтинговых услуг, потребляемых российскими предприятиями, так и индивидуальных, эксклюзивных услуг, оперативно приспособленных или специально разработанных участниками проекта по заказу конкретного пользователя (в необходимых случаях - с сохранением строгой конфиденциальности).

Кроме традиционных банковских и страховых услуг специальный блок услуг «Супермаркета» посвящен проблемам структурирования и реструктуризации бизнес-процессов предприятий и их комплексной автоматизации в целях оптимизации и развития их бизнеса и внутренней финансово-хозяйственной деятельности.

Приобретение продуктов, связанных с решением серьезных бизнес-задач, включающих в себя как программное обеспечение, так и широкий спектр сопутствующих услуг: предпроектное обследование, внедрение, настройка, обучение пользователей, техническая поддержка, специальные разработки и т.д., а также услуги по финансированию закупок технических средств, финансированию серьезных консалтинговых проектов, другие финансовые услуги, услуги по страхованию имущественных и финансовых рисков, обеспечению безопасности, юридические и иные обеспечивающие услуги требуют от предприятия напряженной работы, создания специализированных рабочих групп, отвлечения ресурсов. «Супермаркет услуг» призван избавить предприятие от взаимодействия с неструктурированной средой не связанных между собой консультантов, банков, страховых компаний, поставляющих разрозненные услуги и продукты. «Супермаркет» действует как единая организация (группа), обеспечивающая предприятия комплексом услуг.

Особенностью «Супермаркета» Агрохимбанка является то, что он объединяет неаффилированные между собой и банком компании, его работа не связана общими собственностью и формальными рамками и отличается в силу этого гибкостью и открытостью для партнерства.

«Супермаркет» Агрохимбанка формируют организации: консалтинговая - «Центр экономических и финансовых экспертиз», инвестиционная - «Арко-Финанс», лизинговая - «Технолизинг», страховые - Росгосстрах и ВСК, компании автоматизации и сертификации бизнеса - «ЭпикРус» и «Интерсертифика», кадровое агентство «Ситилинк», Русское общество управления рисками (Русриск), Институт проблем безопасности и ряд других. Обслуживание в Агрохимбанке или любой из названных структур автоматически дает клиенту возможность пользоваться банковскими, финансовыми и консалтинговыми продуктами других участников данного «Супермаркета».

Названный комплекс услуг подробно описан в учебном пособии «Настольная книга предпринимателя»**. Настоящая книга по существу является учебно-методическим путеводителем по «Супермаркету услуг». В подготовке материалов принимали участие именно те высокопрофессиональные специалисты, которые построили данный «Супермаркет» и эффективно обеспечивают его продукцией широкий круг крупных, средних и малых производственных, торговых и сервисных компаний различных секторов экономики. Наша цель заключалась в том, чтобы у прочитавших эту книгу предпринимателей сложилось четкое представление о «Супермаркете услуг» Агрохимбанка, в котором они могут всегда (часто круглосуточно и в режиме реального времени) приобрести любые необходимые им для развития бизнеса банковские продукты, финансовые инструменты и консалтинговые услуги.

На другом принципе интеграции основана созданная Агрохимбанком совместно со своими акционерами Ассоциация «Группа Форвард». Ассоциация «Группа Форвард» осуществляет взаимопомощь в развитии бизнеса, поддержку и защиту многопрофильной деятельности участников, консолидирует управление совместными проектами, формирует общефедеральные товаропроводящие сети, выступает от имени участников при выходе на рынки капитала, привлечении и размещении инвестиционных ресурсов. Ассоциация также объединяет интеллектуальные и организационные ресурсы участников для создания и реализации проектов и программ, направленных как на достижение общих целей Ассоциации, так и на удовлетворение потребностей клиентов Агрохимбанка.

Ассоциация «Группа Форвард» является также инструментом для интеграции комплекса услуг, позволяя гибко реагировать на потребности клиентов банка, обеспечивая их совместно с «Супермаркетом услуг» необходимым набором продукции и услуг, производимых участниками Ассоциации.