ПУБЛИКАЦИИ
Оплата труда и равенство.

Последовательная реализация социалистических принципов распределения неизбежно приобретает политическую окраску, особенно под влиянием того, что нередко в литературе, да и при решении практических вопросов- экономическая функция противопоставляется социальной функции, требующей якобы всемерного равенства, отождествляемого со справедливым распределением. Считается, что решение экономических задач неизбежно ведет к экономическому неравенству, а решение социальных задач требует этого самого равенства. Такая постановка, безусловно,— плод заблуждений и искаженного понимания справедливости (в экономическом отношении).

Реализация принципов справедливого распределения ставит морально-этические вопросы. Если, например, молодой человек, полный сил, здоровья и энергии, хочет заработать (совсем не в духе того, чтобы поменьше дать и побольше урвать), привнести соответствующий вклад в общий котел (работать интенсивнее, полторы смены, по совместительству и т.д.), то как его желания надо рассматривать с морально-этических позиций? На этот вопрос можно услышать самые разные ответы.

Правильному решению и в теории, и на практике проблемы в целом препятствуют существующие ещё и посей день разночтения, хотя были сформулированы четкие и определенные позиции относительно сущности, задач и функций распределительных отношений, понятия справедливости. Понятие справедливого распределения далеко не однозначно понимается разными людьми не только в обыденном, но и в научном сознании.

Одна позиция сводится к тому (назовем ее позицией крайней справедливости)- не должны существовать значительные различия в оплате труда, доходах и потреблении. Подобные различия есть нарушение социальной справедливости, они мешают консолидации общества и его движению к социальной однородности. Как будто бы можно достичь социальной однородности общества в распределении и потреблении прежде, чем преодолеть существенные различия в труде и производстве. Попросту говоря, сторонники этой точки зрения исходят из предположения, что «трудом праведным не наживешь палат каменных».

В значительной мере эта позиция есть следствие неправильного, примитивного понимания равенства и социальной справедливости в условиях социализма, прежде всего как равенства в потреблении. Между тем равенство при социализме — это, прежде всего равное отношение к средствам производства, равное право всех трудиться по способностям и получать по труду.

Социальная справедливость — это, прежде всего равная возможность каждого реализовать свои способности на основе гарантированного Конституцией права на образование, труд, охрану здоровья, жилище.

Уровень потребления в целом каждого члена общества складывается, прежде всего, и главным образом как результат его труда. Но в условиях качественной неоднородности труда естественно, что и результаты его не могут быть одинаковыми. Поэтому и равенства в потреблении быть не должно. Кроме того, и потребности людей, их ориентации, целевые установки, предпочтения существенно различны.

Другая позиция сводится к тому, что различия в оплате труда простых людей сегодня чрезвычайно малы, что все ещё для оплаты труда характерны уравнительные тенденции.