ПУБЛИКАЦИИ
Функции общественных фондов.

Около 30% общего объема потребительских благ население получает из общественных фондов потребления, призванных, прежде всего, выполнять социальные функции, материально обеспечивая нетрудоспособных, а также равную доступность к потребительским благам, удовлетворяющим социально значимые потребности каждого гражданина общества.

Вместе с тем по ряду причин сложились различия в обеспеченности детскими учреждениями, государственным жилищем, другими благами. Дифференциация вызывается не только социально-историческими причинами, но и встречающимся еще ведомственным подходом при использовании общественных фондов потребления. В этих условиях необходимо добиваться более равномерного их распределения.

Возникает законный вопрос: а как тогда рассматривать и оценивать социально-культурные фонды предприятий, которые образуются в результате распределения прибыли и распространяются лишь на работников соответствующих предприятий и их семьи?

По нашему мнению, их нельзя рассматривать как общественные фонды потребления в чистом виде, хотя они и имеют некоторые их внешние признаки: удовлетворяют преимущественно социально приоритетные потребности ( в жилье, детских учреждениях, в организации отдыха, в здравоохранении).

Во-первых, указанные фонды заработаны работниками данного конкретного предприятия и им же предоставляются, то есть здесь присутствует определенный элемент трудового эквивалента в распределении. Во-вторых, коллектив предприятия сам определяет направления использования этих благ.

В-третьих, доля каждого и конкретные получатели благ из фондов предприятия устанавливаются в зависимости от вклада работника в конечный трудовой результат. В-четвертых, уровень удовлетворения конкретных потребностей за счет указанных фондов может быть существенно выше общегосударственных норм.

Так, на ряде особенно эффективно работающих предприятий и организаций существуют бесплатное питание в рабочей столовой, бесплатное или частичное платное бытовое обслуживание работающих, бесплатный транспорт.

При таких условиях социально-культурные фонды предприятий имеют явно трудовую форму распределения, обеспечивая преимущественно коллективные формы потребления.

Получает больше тот, кто внес больший вклад в общий успех предприятия. Указанные фонды на самом деле выступают как средство поощрения, стимулирования квалифицированного, добросовестного труда.

Что же касается совершенствования распределения потребительских благ из общественных фондов, то для того, чтобы они наилучшим образом выполняли свои функции, утверждая социальную справедливость, следует, на наш взгляд, предоставлять их населению в соответствии с не которыми социально-экономическими нормативами, социальными гарантиями. Они должны отражать потребление этих благ в размерах, которые общество на каждом данном этапе может гарантировать всем и каждому, обеспечивая равную доступность.

Объем потребительских благ, удовлетворяющих приоритетные потребности на уровне социально гарантированных норм, и составит общественные фонды потребления, В этом случае они реализуют справедливое распределение, не увеличивая различий в потреблении, а сохраняя их на том уровне, который соответствует различиям в труде.

Укрепление принципа социальной справедливости возможно лишь на пути всемерного совершенствования распределительных отношений и распределительных механизмов, призванных выполнять свои экономические и социальные функции.

Это требует реализации определенных соотношений накопления и потребления, фонда оплаты труда и общественных фондов, объективно обусловленных различий в оплате труда, внутренне взаимоувязанной структуры общественных фондов потребления и распределения их между отдельными группами населения, определенной всеми этими пропорциями дифференциации в конечных доходах населения.