Ответы на вопросы

Могут ли юридические лица (резиденты) в счет оплаты акций (долей) в уставном капитале юридических лиц, учредителями которых они выступают и накопительный счет которым открыт в банке, вносить наличные денежные средства на накопительный счет вновь создаваемых юридических лиц через кассу кредитной организации?

Юридическое лицо, являющееся учредителем, может внести денежные средства в уставной капитал юридического лица только в безналичном порядке путем перечисления денежных средств со своего банковского счета, поскольку п. 2.1.1 Положения от 09.10.2002 № 199-П допускает внесение наличных денежных средств юридическими лицами только на банковский счет, открытый в этой кредитной организации.

Правомерно ли перечислять денежные средства, находящиеся на счетах до востребования, клиентов – физических лиц (б/с 42301) по заявлению клиентов для оплаты коммунальных, налоговых и других платежей или для осуществления подобных платежей тем же физическим лицам необходимо открывать отдельные счета на балансовом счете 40817?

По гражданскому законодательству (п. 3 ст. 834 гл. 44 ГК РФ) к отношениям банка и вкладчика по счету, на который внесен вклад, применяются правила о договоре банковского счета, если иное не предусмотрено правилами упомянутой главы или не вытекает из существа договора банковского вклада. Пунктом 1.3 главы 1 Положения Банка России № 222-П предусмотрено, что осуществление операций физическими лицами по счетам, открываемым на основании договора банковского вклада, производится в порядке, аналогичном установленному главой 2 этого Положения. Таким образом. Осуществление расчетных операций по счетам физических лиц, открываемых с оформлением договора банковского вклада, допускает перечисление денежных средств по заявлению клиента для оплаты коммунальных, налоговых и других платежей при расчетах, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

С 1 августа прекращено проведение операций по счетам физических лиц-нерезидентов в валюте РФ, открытым в соответствии с прежним порядком. По Положению № 259-П денежные средства, поступающие на эти счета, подлежат возврату; правомерно лишь снятие наличных и переводы физических лиц-нерезидентов на их банковские счета в валюте РФ. Согласно принятым в нашем банке договорам по счетам типа «Ф» мы обязаны ежемесячно платить проценты по остаткам на счетах.
Правомерны ли наши действия, если учесть, что эта практика противоречит новым нормативным актам?

В соответствии со ст. 852 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором банковского счета, за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, банк уплачивает проценты, сумма которых зачисляется на счет.

Сумма процентов зачисляется на срок в сроки, предусмотренные договором. Положение № 259-П устанавливает порядок переоформления уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте РФ и перечень операций, которые могут осуществлять нерезиденты со своими рублевыми денежными средствами, находящимися, в частности, на счетах типа «Ф». Таким образом, обязанность банка исполнять принятые на себя обязательства по договорам банковского счета установлена гражданским законодательством РФ, а также заключенными с клиентами договорами, и указанным Положением не отменяется и отменена быть не может.

Каков порядок валютного контроля за переводами иностранной валюты физическими лицами-резидентами из РФ с их счетов, открытых в уполномоченных банках?

Абзацем 2 части 2 ст. 5 Закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено: если порядок осуществления валютных операций и использования счетов не установлены органами валютного регулирования в соответст­вии с указанным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.

Поэтому без ограничений осуществляются переводы физическим лицом-резидентом из РФ иностранной валюты со своего счета, открытого в уполномоченном банке, за исключением запрещенных валютных операций между резидентами; (ст. 9 Закона № 173-ФЗ) и операций, проводимых по специальному банковскому счету "Ф", при условии подтверждения уполномоченному банку, что физическое лицо-резидент не проводит подобных операций.

Уполномоченный банк как агент валютного контроля вправе на основании п. 3 части 1 ст. 23 Закона № 173-ФЗ запрашивать и получать документы и информацию, связанные с проведением валютных операций. При проведении таких операций не тре­буется предоставлять документы, указанные в главе 1 Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполно­моченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспор­тов сделок".

Уполномоченный банк самостоятельно устанавливает систему контроля за этими операциями. Контроль может быть осуществлен в зависимости от суммы проводимой операции. Например: до определенной суммы подтверждающие документы не предос­тавляются и достаточно заявления физического лица-резидента о том, что проводимые операции не связаны с расчетами между резидентами и не требуют проведения опера­ции по специальному банковскому счету "Ф"; свыше определенной суммы в банк пре­доставляются документы, подтверждающие операцию.

При установлении системы валютного контроля уполномоченные банки могут ис­пользовать положения Инструкции № 117-И.

Физические лица-резиденты вправе осуществлять трансграничные переводы ино­странной валюты со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, на свои счета в банках за пределами РФ при условии соблюдения требований, установленных ст. 12 закона № 173-ФЗ.

В каком порядке физическое лицо-резидент имеет право перевести из РФ без открытия банковского счета иностранную валюту или валюту РФ? Необходимо ли при этом представление документов, связанных с проведением валютной операции?

На основании п. 5 части 3 ст. 14 Закона № 173-ФЗ, пп. 3.2.5 и 3.2.6 Инст­рукции № 113-И физическое лицо-резидент вправе осуществлять перевод из РФ ино­странной валюты и валюты РФ без открытия банковского счета в пользу резидента или нерезидента (в том числе на свой счет, счет другого резидента или нерезидента, откры­тый в банке за пределами РФ), с учетом ограничения по сумме перевода, установленно­го Указанием Банка России от 30.03.2004 № 1412-У "Об установлении суммы перевода физическим лицом-резидентом из РФ без открытия банковских счетов". Такой перевод может быть осуществлен физическим лицом-резидентом на свой счет, счет другого резидента или нерезидента, открытый в банке за пределами РФ.

На указанные валютные операции не распространяется действие главы 1 Инструк­ции №117-И.

При осуществлении таких переводов нормативными актами Банка России не уста­новлено требование представления физическими лицами-резидентами в уполномочен­ный банк документов, являющихся основанием для проведения валютной операции, а также документов о происхождении наличной иностранной валюты. Уполномоченные банки могут осуществлять эти переводы без представления физическими лицами-резидентами подтверждающих документов и документов о происхождении наличной иностранной валюты. Уполномоченный банк как агент валютного контроля вправе на основании п. 3 части 1 ст. 23 Закона № 173-ФЗ запрашивать и получать документы и информацию, связанные с проведением валютных операций.

Обобщение практики применения федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

1. При осуществлении клиентом кредитной организации операции по покупке (продаже) наличной иностранной валюты подлежит ли данная операция обязательному контролю в случае, если сумма ее рублевого эквивалента, определяемого по курсу, установленному кредитной организацией, составляет менее 600 000 руб., а по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операции превышает указанную сумму?

Согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее по тексту – Федеральный закон) в случае, если операция с денежными средствами или иным имуществом осуществляется в иностранной валюте, ее размер в рублях определяется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения такой операции.

Таким образом, в случае если операция с денежными средствами или иным имуществом совершается в иностранной валюте и ее сумма при пересчете в рубли по курсу Банка России на дату проведения этой операции равна сумме, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее, то такая операция подлежит обязательному контролю.

2. Попадают ли под систему обязательного контроля, предусмотренного Федеральным законом, операции по приобретению физическими лицами у кредитной организации за наличный расчет векселей, выдаваемых самой кредитной организацией?

Согласно пп.1 п. 1 ст. 6 Федерального закона в числе операций, подлежащих обязательному контролю, указана операция по приобретению физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет на сумму, равную или превышающую 600 000 руб., либо на сумму, равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышающую ее.

Учитывая изложенное, полагаем, что операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если она одновременно соответствует двум критериям:

- физическое лицо приобретает ценные бумаги (независимо от их вида и формы);

- осуществляемые физическим лицом расчеты по данной сделке производятся в наличной форме.

Исходя из вышеизложенного следует, что в случае если при выдаче кредитной орагизацией собственных векселей физическое лицо приобретает их за наличный расчет и сумма, на которую совершается эта операция, соответствует сумме, указанной в п. 1 ст. 6 Федерального закона, то данная операция подлежит обязательному контролю и сведения о ней должны быть направлены в уполномоченный орган.

3. Распространяются ли требования Федерального закона, установленные в отношении операций, подлежащих обязательному контролю, на операции покупки (продажи) иностранной валюты за валюту Российской Федерации, а также на операции продажи иностранной валюты одного иностранного государства за иностранную валюту другого иностранного государства (конверсии), совершаемые с использованием банковских счетов (вкладов) физических лиц?

Перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, приведен в ст. 6 Федерального закона. При этом операции покупки (продажи) иностранной валюты (в том числе за валюту Российской Федерации), совершаемые с использованием банковских счетов и вкладов физических лиц (например, депозитных счетов либо счетов для расчетов с использованием банковских карт), прямо не отнесены к числу операций, подлежащих обязательному контролю.

В то же время следует учитывать, что банковские счета (вклады) используются клиентами кредитных организаций для купли-продажи иностранной валюты. При этом наличная иностранная валюта одного иностранного государства (либо валюты Российской Федерации) в соответствии с договором банковского счета (вклада) зачисляется на счет клиента, а затем конвертируется в валюту другого иностранного государства и снимается в наличной форме. По сути, такая операция аналогична операции по покупке или продаже наличной валюты.

Согласно абзацу седьмому п. 2 ст. 7 Федерального закона выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, служит одним из оснований для документального фиксирования информации.

В связи с этим рекомендуем кредитным организациям усилить контроль за операциями физических лиц по конверсии и купле-продаже иностранной валюты и уделять особое внимание их анализу, в том числе оценивать, имеют ли эти операции очевидный экономический смысл и очевидную законную цель. Если условия проведения указанных операций свидетельствует об уклонении от процедур обязательного контроля, предусмортенных Федеральным законом (например, операции совершаются в течение короткого промежутка времени – одного или двух дней), или выявляются иные обстоятельства, дающие основания полагать, что операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, кредитным организациям следует рассматривать такие операции как подозрительные и сведения о них в соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона направлять в уполномоченный орган.

4. Подлежат ли обязательному контролю в соответствии с абзацем пятым пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона операции, осуществляемые клиентом кредитной организации, действующим по поручению своего контрагента (в том числе по договору поручения, комиссии, агентскому договору или при исполнении обязательства третьим лицом)?

В соответствии с абзацем пятым пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона обязательному контролю подлежат переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента.

Законодательство Российской Федерации не содержит определения понятия "перевод денежных средств".

Вместе с тем различные нормативные акты (п. 1.2 Положения Банка России от 07.10.2002 № 198-П "О порядке расчета и взимания платы за расчетные услуги Банка России", п. 1 ст. 845 Гражданского кодекса РФ) содержат определение понятия "клиент", под которым понимается владелец открываемого кредитной организацией банковского счета. При этом термин "перевод денежных средств" наиболее часто (например, в п. 1 ст. 863 Гражданского кодекса РФ) употребляется в значении осуществления расчетной операции и характеризуется наличием в данном правоотношении специального субъекта – кредитной организации.

В то же время, рассматривая институт перевода денежных средств, осуществляемого некредитными организациями (абзац пятый пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона), следует иметь в виду, что действующее законодательство допускает осуществление почтового перевода денежных средств организациям федеральной почтовой связи. Так, ст. 2 Федерального закона "О почтовой связи" определяет перевод денежных средств как услугу по приему, обработке, перевозке (передаче), доставке (вручению) денежных средств с использованием сетей почтовой и электрической связи.

Таким образом, к операциям, указанным в абзаце пятом пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона, следует относить переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями в случаях, когда такое право им прямо предоставлено законодательством Российской Федерации, в частности, почтовые переводы денежных средств.

Учитывая изложенное, операции по зачислению денежных средств на счет (списанию их со счета), осуществляемые клиентом кредитной организации по поручению его контрагентов (например, по договору поручения, комиссии или агентскому договору или при исполнении обязательства третьим лицом) в соответствии с абзацем пятым пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона, не подлежат обязательному контролю.